Белорусский путь развития здравоохранения. Ответ Первого заместителя Министра здравоохранения РБ Д.Л. Пиневича

Здравствуйте, дорогие коллеги и посетители нашего блога. Прошел еще один период наших наблюдений за развитием систем постсоветского здравоохранения. Пожалуй, самым важным событием этого периода можно назвать завершение 2-го этапа X Пироговского съезда Российской медицинской ассоциации (21.05.2016 г.). Проводилась огромная подготовительная работа и массовые региональные обсуждения. Сформулированы основополагающие принципы деятельности врачебного сообщества и предложения органам власти. Однако ожидаемой поддержки не получено. Теперь наступил период анализа и обсуждений в обществе, и мы еще не раз будем возвращаться к этой теме. Параллельно своим путем идет развитие белорусского здравоохранения. Здесь сохранилась государственная система со своими проблемами и поисками совершенствования. Продолжаются попытки обсуждения и в нашем блоге. В прошлом месяце мы опять обращались в органы власти и получили дополнительную информацию от Первого заместителя Министра здравоохранения РБ  Д.Л. Пиневича. Текст этого письма предлагаем вашему вниманию.

***

                       Киселеву М.П.

                       mikhail.kiselev.32@mail.ru

Уважаемый Михаил Петрович!

Министерством здравоохранения Республики Беларусь внимательно рассмотрено Ваше обращение по поводу обсуждения темы о путях дальнейшего развития системы белорусского здравоохранения с участием медицинской общественности. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Предложения по повышению эффективности системы здравоохранения постоянно рассматриваются и прорабатываются Министерством здравоохранения с учетом имеющегося опыта как у врачей организаторов здравоохранения нашей страны, так и других стран, консультаций с международными экспертами, обсуждений с медицинской общественностью, главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения и широким кругом заинтересованных.

Многие мероприятия по системности преобразований в отрасли, повышению качества оказания медицинских услуг, развитию добровольного страхования, усилению профилактической направленности здравоохранения и другие уже нашли свое отражение в различных нормативных документах с учетом краткосрочного (2016 год), среднесрочного (2016-2018 годы) и долгосрочного периодов (до 2020 года).

Система здравоохранения республики финансируется за счет средств общего налогообложения. Размер государственных расходов на здравоохранение в течение последних лет достаточно стабильный и находится на уровне многих европейских стран. В 2015 году общие расходы на здравоохранение составили 5,9 % внутреннего валового продукта (далее – ВВП), из них государственные расходы составили около 4,3 % ВВП.

Главным условием динамичного развития здравоохранения республики в 2016-2020 годах является сохранение ведущей роли бюджетного финансирования за счет усиления взаимосвязи объема выделяемых финансовых средств с результатами деятельности организаций здравоохранения, посредством внедрения индикативного среднесрочного программно-целевого планирования и финансирования. Переход к программно-целевому планированию осуществлен для повышения эффективности использования и распределения государственных ресурсов, как в сфере здравоохранения, так и во всей социальной сфере республики.

С 2016 года начата реализация мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200.

Государственной программой предусмотрен комплекс профилактических, организационно-методических, образовательных, научных мероприятий, направленных на профилактику и контроль неинфекционных заболеваний, формирование у населения потребности в соблюдении здорового образа жизни, ответственности  за состояние собственного здоровья. Большое значение в Государственной программе придается мероприятиям, направленным на улучшение воспроизводства и  здоровья населения, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семей, развитие и укрепление семейных ценностей, совершенствование форм социальной защиты семей с детьми в направлении усиления ее адресности, переориентация медицинской помощи на здоровье здорового человека, регулирование миграционного поведения населения.

Новизна Государственной программы определяется тем, что впервые в реализации мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения с момента рождения до достижения пожилого возраста, достижение стабильной положительной динамики демографических показателей, поддержки и укрепления семьи предполагается участие широкого круга министерств и ведомств. Реализация поставленных задач будет осуществляться посредством тесного межведомственного взаимодействия по созданию единой профилактической среды, а также при участии всего общества, в том числе общественных организаций.

В качестве приоритетных направлений развития здравоохранения на период до 2025 года определены: развитие первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи с усилением профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека и обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в том числе ее высокотехнологичных видов, дальнейшее развитие программно-целевого планирования в здравоохранении и совершенствование системы подготовки медицинских кадров, ориентация медицинской науки на решение проблем доступности и качества медицинской помощи, а также демографической безопасности страны.

В 2016 г. инициировано создание сети институтов общественного здоровья и информации здравоохранения при министерствах здравоохранения государств-членов Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (далее – Сеть) в целях укрепления технического сотрудничества в области здравоохранения и усиления позиций, представляемых государствами-членами ВОЗ.

Основные цели деятельности Сети: обмен опытом и информацией с использованием различных форматов, включая конференции, семинары, телеконференции, дистанционное обучение, взаимные визиты и взаимодействие через созданный веб-портал Сети, а также стимулирование проведения научных исследований в области здравоохранения, общественного здоровья и информатизации здравоохранения.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь уделяется внимание дальнейшему развитию экспорта медицинских услуг: в 2015 г. организован Координационный центр по международному медицинскому туризму на базе государственного учреждения образования «Белорусская академия последипломного образования», курирующий веб-портал «Клиники Беларуси» (clinicsbel.by). Веб-портал содержит всестороннюю информацию по всем направлениям оказания высокотехнологичной медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения Республики Беларусь. А также актуальную информацию по вопросам визовой поддержки, медицинского страхования, возможностям оказания услуг трансфера, бронирования жилья для иностранных пациентов и сопровождающих их лиц.

ОО «Белорусская ассоциация врачей» (www. beldoc.by) открыта к сотрудничеству со всеми инициативными сторонами, осуществляет взаимодействие с общественными объединениями стран СНГ и дальнего зарубежья. Благодаря ее содействию и поддержке, тысячи белорусских врачей прошли обучение за рубежом, приняли участие в научно-практических конференциях, семинарах и съездах.

Благодарим Вас за активную жизненную позицию. Желаем крепкого здоровья и благополучия.

 

С уважением,

Первый заместитель Министра                                                  Д.Л. Пиневич

Раздел медицины

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее