Доклады и резолюция 3-го съезда Белорусской ассоциации врачей (1994 год)

Представляются материалы 3-го съезда АВ РБ. Съезд не отчетно-выборный. В докладе излагаются итоги работы Совета АВ РБ за предшествующий год. В ходе обсуждения рассмотрены вопросы дальнейшей деятельности ассоциации. В работе съезда приняли участие зам. министра В.П. Филонов, председатель БРК профсоюзов медработников Е.В.Бельская, Старший референт по здравоохранению Совета Министров РБ   В.А. Атрашевская.

На Форуме заслушан и обсуждён ряд докладов:
-    О работе ВОЗ в Европе (Асвал);
-    Отчёты о деятельности национальных медицинских ассоциаций;
-    О работе Комитета по связям (Рове);
-    О проблемах качества медицинской помощи;
-    О системе Интернет;
-    О проблемах инфекционной заболеваемости и вакцинации;
-    О ВИЧ-серопозитивности врачей;
-    О новых системах организации здравоохранения.

Значительное место в работе Форума уделено опыту работы национальных медицинских ассоциаций. Представлена широкая гамма организационных форм, начиная от разрозненных малоэффективных научных медицинских обществ и кончая всеобъемлющими, обязательными для практикующих врачей "палатами", "камерами", работающими на принципах врачебного самоуправления, предусмотренного специальными законами.

В ходе дискуссии стала очевидной необходимость дальнейшего обмена опытом о совершенствовании как национальных систем здравоохранения, так и национальных медицинских ассоциаций.

В итоговом документе Форум рекомендовал врачам всех государств, и особенно стран СНГ, активизировать свою деятельность по развитию общественных медицинских ассоциаций. Высказывались также рекомендации правительствам по укреплению прав таких общественных объединений.

В тематику дальнейших дискуссий Форума предлагалось внести следующие темы:
-    политика здравоохранения;
-    качество медицинской помощи;
-    противодействие курению;
-    травматизм у детей;
-    медицинская наука и использование кадров других стран;
-    юридические аспекты трансплантологии;
-    медицина и окружающая среда;
-    медицина пожилых людей;
-    проблемы медицинских ассоциаций СНГ.

Подводя итоги Будапештского форума, Совет нашей Ассоциации пришёл к выводу, что мы можем наиболее успешно развивать нашу общественную деятельность только при условии взаимопонимания с правительством и Верховным Советом. В демократическом правовом государстве невозможно завоевание прав. Мы можем лишь убеждать законодателя, и именно эти цели в значительной мере преследует наш съезд.

Надеемся, что участники съезда сегодня выскажут своё мнение и постараются убедить не только своих коллег, но и тех, от кого зависит предоставление нам соответствующих прав.

Для того чтобы легче было начинать дискуссию, мы предложим некоторые свои возможные варианты.

Во-первых, мы могли бы начинать с уже существующих самостоятельных медицинских ассоциаций и с существующих научных медицинских обществ. Для этого нам необходимо согласовать формы сотрудничества, заключить договоры, определиться с делегированием прав и функций, договориться о членстве. Это может быть прямое членство, ассоциированное, коллективное с использованием федеративных или конфедеративных принципов. Мы готовы заключить такие договоры и предоставить свои возможности для помощи коллегам. У нас есть право предоставления статуса юридического лица любым своим формированиям без прямой регистрации в Минюсте и без уплаты больших регистрационных пошлин.

Идя по этому пути, мы могли бы помочь возрождению научных школ и наполнению их содержательными функциями. Сегодня мы должны были бы решить, какие права и обязанности надо предоставить таким обществам.

В Германии, например, врачебные «камеры» определяют правила врачебной деятельности, осуществляют функции контроля качества, определяют рамки усовершенствования и экзаменов, организуют экспертизу и юридическое обеспечение. У них каждый практикующий врач обязан быть по закону членом врачебного общества. В Польше существует закон о Палате врачей.  Возможен и другой путь – создание новых медицинских ассоциаций или создание новых структур в рамках Ассоциации врачей Республики Беларусь. Но и в этом случае необходимо установить определенный правовой статус.

В Будапеште в личных беседах с представителями многих медицинских ассоциаций мы получили интереснейшую информацию об опыте работы своих зарубежных коллег.

Мы ещё острее ощутили необходимость общения и совместных действий. С коллегами пяти стран СНГ в Венгрии был создан Координационный комитет, открытый для присоединения медицинских ассоциаций других стран. Очень интересен оригинальный опыт государств Прибалтики, в том числе и по изданию своих журналов. У нас есть устная договоренность о дальнейших контактах с ними.

Обещали сотрудничество немецкие коллеги. Недавно мы получили от них первый пакет информации.

Есть перспективы совместной работы с Норвегией по проблемам качества медицинской помощи.

Предварительно договорились с представителями Польской Палаты врачей о заключении двустороннего договора о сотрудничестве, включающего обмен специалистами.

Следующий форум медицинских ассоциаций состоится в марте в Лондоне.

К чести Беларуси было бы хорошо за этот год определиться с выбором нашего развития и создать более динамичную и авторитетную организацию. Но для этого мы должны заинтересовать каждого врача. Нам очень хотелось бы, чтобы это не было связано с большими денежными затратами. К сожалению, в нынешнее трудное время сдерживающим фактором для многих стали членские взносы. В этой связи хотелось бы сегодня обсудить и этот вопрос. В принципе возможно уменьшение членских взносов до минимума или вообще от них отказаться.

Мы ведь уже сейчас очень экономно расходуем свои средства и учимся их зарабатывать.

У нас есть основания просить у правительства льгот по налогам и платежам в бюджет для членов Ассоциации врачей, предлагая взамен контроль качества всех видов платных медицинских услуг. Надо поставить заслон перед недобросовестностью в медицине. Это по силам Ассоциации врачей и выгодно государству. Мы готовы были бы обсудить вопрос о снижении цены на наш журнал для членов Ассоциации. Можно подумать о написании характеристик от научных обществ членам Ассоциации перед аттестацией, о помощи в подготовке к аттестации.

Мы полагаем, что если государство так мало платит врачу, что он не может уплатить членские взносы, то оно должно найти средства в любой другой форме, чтобы стимулировать профессиональную общественную деятельность.

Сегодня мы пригласили на съезд представителей законодательной и исполнительной власти. Давайте подумаем вместе, как нам повысить эффективность здравоохранения. Вероятно, административные рычаги имеют свои пределы и дальше не спасут нас. А вот профессиональное общественное сознание не имеет границ. Именно здесь лежат корни престижа нашей профессии и огромные резервы в охране здоровья населения.

Сегодня в ходе нашей дискуссии необходимо будет сделать стратегический выбор.

Действующее законодательство, отдавая приоритеты государству в обеспечении охраны здоровья населения, признает равные условия развития учреждений здравоохранения различных форм собственности. Следовательно, должны быть созданы механизмы и условия, обеспечивающие определенный уровень профессиональных знаний и контроль качества, независимо от форм собственности.

Ориентиром программы-максимум можно было бы назвать модель врачебного самоуправления по примеру Германии и Польши. Но мы понимаем, что в наших условиях такой революционный скачок невозможен. Наш удел – эволюция. При этом многое можно сделать в рамках компетенции Министерства здравоохранения. Начать хотя бы с приказа об аттестации.

Можно по опыту Литвы написать в приказе, что профессиональную характеристику и первую оценку профессиональных навыков дает не администрация, а общество врачей данной специальности. Количество аттестованных специалистов должно определяться не наличием финансов, а уровнем знаний.
Далее в приказе можно записать, что врачебные общества помогают своим членам в повышении квалификации и участвуют в аттестационных комиссиях. Они же должны иметь право дисквалификации врачей.

Ещё одна деталь. В ряде стран врачи, прошедшие курсы усовершенствования и успешно сдавшие экзамены, не вызываются на аттестацию.
И мы могли бы экзамены на циклах усовершенствования объединять с аттестационными экзаменами.

На следующем этапе необходимо установить порядок, запрещающий частную практику врачам, не являющимся членами медицинских ассоциаций. А последние, т.е. ассоциации, должны быть обязаны контролировать качество работы своих членов.

В целях защиты принципов социальной солидарности и интересов "продавцов” и "покупателей” медицинских услуг ассоциации врачей должны иметь право контроля цен и право инициативы по льготированию налогов и платежей в бюджет в сфере здравоохранения. Такая работа нами уже проводится. При поддержке Союза предпринимателей Беларуси сейчас готовятся соответствующие предложения правительству.

Как видите, многое мы можем сделать уже теперь. Требуется лишь понимание и добрая воля Министерства здравоохранения. Мне думается, что такое взаимопонимание созревает. По крайней мере, в личных беседах с руководителями Минздрава никто не высказывал серьёзных возражений. И это вселяет надежду на то, что мы можем быть не только оппонентами, но и союзниками.

Важную объединяющую роль в развитии общественного движения врачей должен сыграть свой печатный орган. Совет Ассоциации принял решение о создании такого журнала. Предварительное название его - "Медицина Беларуси”. Предполагается, что в периоде становления он будет выпускаться в виде приложения к журналу "Несси". В дальнейшем будет зарегистрирован как самостоятельное издание, в том числе и как международный журнал. Он не будет конкурировать с уже существующими изданиями, т.к. будет иметь свою оригинальную тематику. Журнал будет рассчитан на широкую аудиторию врачей, провизоров и студентов-медиков.

Тематика журнала
1.    Освещение деятельности Ассоциации врачей.
2.    Опыт зарубежных медицинских ассоциаций.
3.    Проблемы социальной гигиены и организации здравоохранения.
4.    Важнейшие клинические проблемы.
5.    Нетрадиционная медицина, "За и против".
6.    Информация Минздрава. Нормативные документы.
7.    Проблемы медицинской этики.
8.    Законодательство в сфере здравоохранения.
9.    Профилактика и санитарный надзор.
10.    Проблемы качества медицинской помощи.
11.    В    помощь аттестующимся.
12.    Проблемы экономики в сфере здравоохранения.
13.    Передовой опыт.
14.    Новости    фармации и медицинской техники.
15.    Справочник лекарственных препаратов (страницы для подшивки).
16.    Медицинская биржа. Спрос и предложение. Реклама. Трудоустройство.
17.    Общественное мнение. Письма. Опросы. Предложения.

Периодичность – 1 раз в месяц. Язык – русский и белорусский (по желанию авторов). В перспективе возможен английский вариант. Распространение по подписке, в т.ч. за рубеж. Расчетная подписная цена - 400 руб. в месяц (1/5 от себестоимости). Остальные расходы покрываются за счет рекламных публикаций.
Мы постараемся сделать журнал интересным и необходимым для каждого врача. В нем будут публиковаться самая злободневная официальная информация и выступления виднейших специалистов.
Призываю вас, коллеги, к активному участию в дискуссии. Желаю успехов и благодарю за внимание.
____________
*Примечание. В этот период председатель АВ РБ был приглашен в состав комиссии по разработке нового проекта закона «О здравоохранении». Периодически мы размещали в Республиканской библиотеке и в библиотеке БелИУВ специальные папки с информацией о работе комиссии и просили членов АВ высказать свое мнение и предложения.

 

Резолюция 3-го съезда Ассоциации врачей Республики Беларусь (1994 год)

3-й съезд Ассоциации врачей Республики Беларусь, глубоко озабоченный экономическим кризисом, снижением жизненного уровня и ухудшением показателей здоровья населения, обсудил современное состояние здравоохранения республики и возможные варианты его оптимизации.

Принимая во внимание мировой опыт, съезд не только поддержал ранее высказанные предложения об улучшении финансирования отрасли, но обратил внимание на недостаточное использование потенциала общественных медицинских организаций.

В соответствии с рекомендациями Европейского Форума медицинских ассоциаций и ВОЗ (Будапешт, февраль 1994 г.) съезд призвал все медицинские общественные объединения Беларуси к сотрудничеству и координации действий, к возрождению научных медицинских школ и добрых традиций профессионального единения.
Съезд обратился к Постоянной комиссии Верховного Совета по здравоохранению, к Совету Министров и Министерству здравоохранения с предложениями о расширении и регламентации компетенции Ассоциации врачей Республики Беларусь и других общественных медицинских объединений. Ассоциация врачей должна иметь право участия в разработке государственных программ по здравоохранению, право на повышение и контроль квалификации врачей, на контроль качества медицинской помощи и, особенно, в негосударственных медицинских учреждениях, у частнопрактикующих врачей и народных целителей, право на контроль ценообразования в сфере медицинских услуг, на независимую экспертизу при рассмотрении врачебной ответственности и конфликтов между врачами и пациентами.

Съезд поддержал предложения Совета об учреждении журнала Ассоциации врачей, одобрил его предварительную тематику и рекомендовал использовать все доступные средства для улучшения информации медицинского персонала республики.

Съезд выразил надежду, что медики Беларуси найдут в себе силы, чтобы преодолеть экономические, социальные и психологические трудности во имя здоровья нации и прогресса медицины.

Президент АВ РБ  М.П. Киселев
Секретарь съезда  И.В. Розорвина

 

В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ, СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
С. М. КОТОВУ


Уважаемый Сергей Михайлович!

Обращаюсь к Вам от имени Ассоциации врачей Республики Беларусь с просьбой внести на сессии Верховного Совета предложение об отмене или о значительном снижении налогов на платные медицинские услуги населению, оказываемые дипломированными специалистами АВ РБ. Аргументацией этого предложения должна быть недопустимость пополнения бюджета за счет болезней наших граждан. Правительство не может обеспечить высокий уровень медицинской помощи и должно поддерживать развитие дополнительных платных услуг. При этом нельзя заставлять увеличивать цену медицинских услуг налоговыми платежами.

Аналогичные налоговые льготы должны распространяться на производство и розничную реализацию лекарственных средств. Мы могли бы привести множество фактов, показывающих, как нынешняя налоговая система мешает решению проблем лекарственного обеспечения. Как в экономическом, так и в моральном плане недопустимо включение в цену лекарств дополнительных налоговых начислений.

Просим Вас информировать Верховный Совет о наших предложениях при обсуждении Закона об изменениях налогов в соответствии с Регламентом сессии и действующим законодательством.

Президент АВ PБ  М.П. Киселёв

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее