Интервью с экс-министром В.С. Казаковым (2000г.)

Казаков Василий Степанович. Родился 20 02.1935 года. Закончил Минский государственный медицинский институт в 1959 г. с отличием. Работал в Хотимском районе врачом, заместителем главного врача, главным вра­чом Костюковичского района, заместителем, заведующим Могилевским облздравотделом, заместителем министра здравоохранения (1987 - 1990 гг.), министром здравоохранения (1990 - 1994 гг.), а на день интервью работал главным врачом санатория-профилактория.

Уважаемый Василий Степанович, Вы прошли сложный и достойный подражания жизненный путь. Какие события этого периода для Вас имели наиболее важное значение?

Трудно выделить какие-то события и назвать их главными. На каждом этапе трудовой деятельности все они были значимыми - и первое место работы, и первые принятые и пролеченные больные, первые коллеги по работе, и первые подчиненные, и последующие события - все они и сейчас дороги и ярки в памяти, что кажется - все это было только вчера. Но наиболее значимые, вмес­те с тем тяжело переживаемые, были события, связан­ные с распадом Советского Союза. Надо было быстро сориентировать здравоохранение республики на самосто­ятельное функционирование, начать создавать собствен­ную нормативную базу, стать фигурой последней инстан­ции в здравоохранении, не имея за спиной министра здравоохранения огромного Союза ССР, стройной, отла­женной системы материально-технического и лекарствен­ного обеспечения, понять весь трагизм рухнувших инфор­мационных связей, понять, что нет больше союзных журналов, газет и т.п. И конечно же, как и для любого жителя республики, событие, перевернувшее обычные ус­ловия жизни, работы, функционирование всей системы здравоохранения в режиме чрезвычайных мер, были со­бытия, связанные с аварией на Чернобыльской атомной электростанции.

Как Вы оцениваете состояние системы здра­воохранения при вступлении в должность министра и что удалось сделать на этом посту?

Мне пришлось работать в Минздраве практически в двух эпохах - эпохе строгой централизации управления из Москвы и в эпохе самостоятельности в управлении в незави­симой республике.

При вступлении в должность министра у меня не было времени на раскачку, да, по правде говоря, не было необходимости долго изучать ни саму систему, ни кадры, так как все это я уже практически знал изнутри, работая в должности заместителя министра три года, да и время требовало незамедлительных действий.

В период моей работы здравоохранение можно оценить как устойчиво функционирующую систему с цен­трализованным снабжением медикаментами, медицин­ской техникой, санитарным и другим автотранспортом, лимитами капитальных вложений. Была отлажена сис­тема подготовки и переподготовки кадров, строго регла­ментировались штатные нормативы, отлажена была работа по изданию медицинской учебной, практической и методической литературы, по изданию методических указаний и т.п.

Республика имела самую высокую обеспеченность коечным фондом и показатель поликлинической посе­щаемости на 10 тыс. населения. В этот период ежегодно вводилось 12,5-15,0 тысяч, а в отдельные годы до 25,0 тысяч коек в год и до 50,0 тысяч поликлинических посе­щений за счет всех источников финансирования. Для этих целей широко привлекались средства промышлен­ных предприятий, колхозов, совхозов. Были введены такие уникальные лечебные учреждения, как детская инфекционная больница в г. Минске, медсанчасть в г. Гродно (за счет средств ПО «АЗОТ»), роддома в гг. Мо­гилеве и Витебске, детская больница в г. Бресте, онко­логические диспансеры (первые очереди) в гг. Гомеле и Могилеве, терапевтический и акушерско-гинекологичес­кий корпуса в 1-ой клинической больнице г. Минска, кожно-венерологический диспансер в г. Гомеле, спецле­чебница в г. Солигорске, ряд поликлиник, корпусов районных больниц, начато строительство специального диспансера в г. Гомеле.

Составленными и утвержденными планами предус­матривалось до 2000 г. привести к нормативам всю общелечебную сеть, в том числе детские и родовспомога­тельные учреждения. И надо сказать, что ежегодно планы по развитию учреждений здравоохранения выпол­нялись успешно. Планировалось открыть 7 диагности­ческих центров. Вначале были открыты Минский и Мо­гилевский центры, чуть позже - Витебский, начато строительство Гомельского диагностического центра, строительство детского онкогематологического научнопрактического центра в Боровлянах (он уже успешно функционирует под руководством доктора медицинских наук О.В. Олейниковой). На базе 9-ой клинической боль­ницы в г. Минске создан уникальнейший центр по пере­садке костного мозга, который возглавил талантливый организатор здравоохранения и ученый, ныне доктор ме­дицинских наук А.Л. Усс. Необходимость открытия этих и других учреждений была обусловлена аварией на ЧАЭС, распадом СССР и, естественно, возникновением новых проблем.

Кроме того, был открыт Гомельский мединститут, создан и укомплектован современнейшим оборудовани­ем Научно-практический центр по экспертизе пищевых продуктов, который возглавил профессор В.И. Мурох. Со­здано Управление по контролю качества и сертификации лечебных препаратов, Управление медицинской техники при Минздраве республики. Подготовлены и начали быс­тро реализовываться программы «Здоровье», «Медтехника», создан был Комитет медицинской и биологичес­кой промышленности, ныне преобразованный в концерн «Белбиофарм». Напомню читателям журнала, что в рес­публике было достаточно устойчивое обеспечение ле­карственными препаратами. Только по импорту в респуб­лику ввозилось лекарственных средств на сумму свыше 200 млн. долларов, и они в структуре лекарственных средств в то время составляли 47%. Ежегодно лечебные учреждения пополнялись 1200 новыми санитарными автомобилями.

В 1994 году было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь о создании Академии медицинских наук, НИИ эндокринологии, фонда поддер­жки фундаментальной науки, открыт факультет подготовки медицинских сестер с высшим образованием и медицин­ской психологии в Гродненском медицинском институте, планировался переход на подготовку врачей в интерна­туре в течение двух лет.

Медицинские учреждения всей республики работа­ли в условиях новых экономических взаимоотношений. Были в этот период налажены широкие связи с ВОЗ в Женеве и его Европейским бюро в Копенгагене, осуще­ствлен целый ряд совместных проектов и, прежде всего, по проектам «Щитовидная железа», «Гематология». Было подписано четырехстороннее соглашение по минимиза­ции последствий аварии на ЧАЭС между ВОЗ - с одной стороны, и минздравами Республики Беларусь, Российс­кой Федерации, Украины - с другой. Были установлены широкие связи с научными центрами США, Японии, Ав­стрии, Германии, Дании, Швейцарии и др. Была учреж­дена газета «Медицинский вестник». По различным ас­пектам медицинской деятельности ежегодно до 125-150 врачей проходили подготовку за рубежом. Это был, по сути дела, прорыв в создании новых технологий в здра­воохранении, в подготовке кадров и создании прочных ин­формационных связей.

Основные показатели здоровья населения (младен­ческая и материнская смертность, уровень инфекционных заболеваний и др.) были лучшими среди стран СНГ и Прибалтийских республик, хотя рождаемость снижалась и росла общая смертность населения. Этот период ха­рактеризовался большой политизированностью обще­ства, устраивались митинги типа «Чернобыльский шлях» и др., раздавались порой голоса о полном переустрой­стве всей системы здравоохранения, о революционных преобразованиях его. Шли обвинения в адрес руковод­ства республики, Минздрава, причем критиковали, как правило, те, кто никогда ничего не делал, да и не умел делать. Такую позицию занимала, к сожалению, и часть депутатов-медиков 12 созыва (а их было в Верховном Совете 29 человек), что порой осложняло работу в Вер­ховном Совете. Вместе с тем, в то время были разрабо­таны и приняты основополагающие законы: «О здраво­охранении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии в Республике Беларусь». Были подготов­лены проекты и ряда других законов. Не обошлось и без ошибок. По прошествии нескольких лет стало абсолютно ясно, что в силу того, что осталось невыполненным ре­шение о переходе на двухгодичную подготовку в интерна­туре специалистов, окончивших медицинские вузы, лик­видация педиатрического факультета в Минском мединституте была ошибкой. К сожалению, то, что было крайне необходимо продолжать, в последующие годы новым руководством Минздрава безосновательно было отменено или не выполнено (Постановления Совета Ми­нистров о создании НИИ эндокринологии, Академии ме­дицинских наук), отменены мероприятия, связанные с работой в новых хозяйственных условиях. Только недав­но создан институт радиационной медицины и эндокри­нологии, что не в полной мере отвечает ситуации в рес­публике. С 2001 года начнется эксперимент в Витебской области по новым условиям финансирования в здраво­охранении. Согласитесь, что это слишком запоздалое возвращение к тому, что планировалось раньше или уже работало в республике.

Как отразилась столь напряженная работа на Вашей семейной жизни, оставалось ли у Вас время для каких-либо неслужебных увлечений?

В самом деле, и это не для красного словца, работа для меня всегда была на первом месте. Я не стал ни охотником, ни рыболовом, недостаточно уделял внима­ния и своей семье. К счастью, двое моих детей стали хо­рошими врачами. Сын защитил кандидатскую диссерта­цию.

А как Вам работается сейчас, приносит ли эта должность моральное удовлетворение, есть ли вре­мя для общественной деятельности и других заня­тий?

Сейчас мои служебные обязанности неизмеримо уже тех, которые я выполнял ранее, но я считаю, что нет работы очень важной и не очень. Любая работа требует полной самоотдачи. Приносит ли она мне удовлетворе­ние? Да. Для меня нет ничего дороже, чем быть полез­ным людям. Я это пронесу через всю мою жизнь. По мере возможности я участвую в общественной работе, но счи­таю, что мой потенциал мог бы быть востребованным в большей степени, чем сейчас.

С учетом накопленного опыта, что бы Вы сей­час предложили для совершенствования системы здравоохранения?

Система здравоохранения живуча своим здоровым консерватизмом. Она не терпит резких, революционных перемен. Надо всегда и последовательно развивать то, что было накоплено предыдущими поколениями. Все ре­формы в здравоохранении надо проводить чрезвычайно осторожно, сообразуясь с реалиями времени и руковод­ствуясь целесообразностью их проведения.

В свое время часть депутатского корпуса Верхов­ного Совета 12-го созыва, в том числе и депутатов-медиков, усиленно ратовала за переход к системе медицинс­кого страхования. На том этапе это было авантюрным решением, и я счастлив, что мне удалось убедить боль­шинство Верховного Совета не принимать уже разработанный «Закон о медицинском страховании». Это было преждевременной мерой.

Я - за существование различных форм собствен­ности в здравоохранении, но надо, чтобы государственная собственность не перекочевывала в частные руки. Все другие виды собственности должны быть до­полнением к уже существующему государственному здравоохранению.

Говоря о выборе путей дальнейшего развития здра­воохранения, надо понимать, что в мире не существует идеальных систем и невозможен перенос зарубежного опыта в чистом виде в нашу республику. Надо брать все лучшее и создавать собственную модель. Однако, при любых вариантах нам необходима более тесная интегра­ция со здравоохранением России.

В конце ноября состоится VI съезд социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения РБ (БАСГОР). Какие проблемы, на Ваш взгляд, будут наи­более актуальными на данном съезде?

Социал-гигиенисты и организаторы здравоохране­ния должны остро ставить вопрос о большем участии го­сударства в охране здоровья населения в самом широ­ком смысле этого слова. Нужна твердая позиция организаторов здравоохранения, нужен твердый голос этой общественной организации путем выработки соответствующих резолюций, предложений правительству, парламенту, Президенту, показывая истинную картину здо­ровья населения, его основные составляющие и пути ре­шения всех проблем.

Теперь хотелось бы еще раз вернуться к воп­росу о взаимодействии общественных медицинских объединений. Сейчас в Беларуси существует большое количество научных медицинских об­ществ и различных общественных медицинских объединений, часть из которых зарегистрирова­на в Министерстве юстиции. С 1992 г. функцио­нирует Белорусская ассоциация врачей, зарегис­трированная в Европейском форуме медицинских ассоциаций как национальная ассоциация врачей Беларуси.

Как, на Ваш взгляд, должна развиваться даль­ше общественная деятельность врачей? Как луч­ше строить взаимоотношения различных медицин­ских обществ? Какой должна быть роль Белорусской ассоциации врачей?

Взаимодействие общественных медицинских объе­динений с органами управления должно быть более тесным, как в равной степени и между самими обществен­ными медицинскими объединениями, в особенности по решению смежных задач.

Решения общественных медицинских объедине­ний должны лучше учитываться органами управления здравоохранением, и по ним должны приниматься адекватные меры.

Я придерживаюсь мнения, что структуру обществ (ассоциаций) врачей лучше бы организовать по принци­пу их построения в Могилевской области. Это своеоб­разная пирамида - областное общество с профильными обществами (ассоциациями) врачей. Этот принцип орга­низации в области существует более века, и он себя оп­равдал.

Белорусская ассоциация врачей не обладает се­годня достаточными полномочиями, у нее нет правовых основ для того, чтобы она стала авторитетной организа­цией, серьезно влияющей на организацию здравоохра­нения в Республике, у нее нет для этого и материальных возможностей, чтобы стать такой, как, к примеру, Палата врачей Германии или Польши. Но, ни один приказ мини­стра ее не усилит, ни один съезд врачей. Надо принимать закон об ассоциациях врачей или о медицинских ассоци­ациях. Суть не в названии. Необходимо законодательно заложить основы организации, финансирования, права и обязанности.

Оглядываясь назад, напомню, что Белорусская ас­социация врачей тоже создавалась при мне и не без мо­его участия. Это был период бурных преобразований. Мы понимали необходимость создания такой организа­ции. Но признаюсь, у меня было двоякое мнение. В ус­ловиях высокой политизированности общества суще­ствовала опасность разбалансирования всей системы здравоохранения. Поэтому я всегда проявлял осторож­ность. Тогда еще страшновато было говорить о различ­ных формах собственности в здравоохранении, о пере­даче каких-то полномочий негосударственным организациям. Сегодня уже многое определилось. И было бы хорошо, чтобы Минздрав передал часть своих функций ассоциации врачей, особенно по проблемам, имеющим отношение к медицинской этике: рассмотре­ние спорных ситуаций, жалоб, то, что выносится на ЛКК, и ряд других вопросов. Об этом смело можно говорить на съезде БАСГОР и выносить соответствующую резо­люцию. Необходимо дать толчок. А далее надо готовить проект закона о врачебных ассоциациях, обсуждать его с соответствующими должностными лицами Совета Ми­нистров, с комиссией по здравоохранению Палаты пред­ставителей, надо готовить общественное мнение. Думаю, что министр в этом должен быть очень заинтересован. Полезно было бы для тех, кто будет писать проект зако­на и принимать решение, посмотреть, как работают па­латы врачей за рубежом, например в Германии или в Польше.

Хотелось бы услышать Ваш отзыв о журнале «Медицина» и предложения коллективу редакции.

Хорошо, что наряду с журналом «Здравоохранение» появились в республике и другие, в том числе и «Меди­цина». Хорошее впечатление производит художественное оформление журнала, актуальность подаваемых матери­алов, широкий спектр специалистов, выступающих на страницах журнала.

Несомненно, ценность журнала повысилась бы, если бы авторами чаще могли быть представители стран СНГ и дальнего зарубежья.

И наконец, Ваши пожелания врачам Белару­си, нашим пациентам и читателям журнала.

В нелегкое время живут и трудятся медицинские работники. Недостаточное финансирование, недостаток, а порой и полное отсутствие высокоэффективных лекар­ственных препаратов, суженность информационных свя­зей, низкая заработная плата и др. - не стимулируют к высокоэффективному труду.

Ухудшившаяся экономическая ситуация и другие негативные явления (курение, неполноценное, а порой и недостаточное питание и др.) вызывают ухудшение со­стояния здоровья населения. Поэтому и врачам, и чита­телям журнала, и пациентам желаю крепкого здоровья, терпения и терпимости, способности выжить в это нелег­кое время, войти в XXI век с новыми успехами и надежда­ми на лучшее будущее.

Интервью готовил М. Киселёв

Интервью с экс-министром (Журнал «Медицина» №4, 2000 г., с. 2-4)

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее