Интервью с Л.А. Постоялко (2002 г.)

В августе текущего года произошли очередные изменения в руководстве Министерства здравоохранения Республики Беларусь: на должность министра назначена Постоялко Людмила Андреевна,  на должность первого заместителя - Колбанов Виктор Васильевич. Учитывая особую роль первого лица в системе управления отраслью, редакция журнала "Медицина» обратилась к Л.А. Постоялко и попросила её ответить на вопросы, интересующие наших читателей.

Уважаемая Людмила Андреевна!   
До утверждения в должности министра здравоохранения Республики Беларусь Вам пришлось поработать первым заместителем и исполняющей обязанности министра. В целом Ваш длительный опыт работы в практическом здравоохранении, участие в анализе деятельности системы Минздрава в период смены руководства, обсуждение в правительстве важнейших проблем охраны здоровья населения - все это, по-видимому, способствовало формированию каких-то новых подходов к дальнейшему развитию системы здравоохранения.
Расскажите, пожалуйста, читателям "Медицины» о важнейших изменениях, которые могут произойти в системе Минздрава.


В коротком интервью трудно ответить на такой емкий вопрос. Да, действительно, в системе охраны здоровья населения накопилось множество нерешенных проблем. Это касается и организации медицинской помощи, и современных лечебно-профилактических технологий, и системы финансирования. Сейчас ведется поиск оптимальных решений, который будет отражен в новой редакции Концепции развития здравоохранения.

Назовите хотя бы вкратце основные положения этого документа и скажите, чем вызвана разработка новой редакции.

Прежде всего, в новом документе сохранен основной принцип, определенный Советом Министров РБ в 1998 году при рассмотрении первой редакции Концепции - необходимость реформирования отрасли с сохранением бюджетной системы финансирования на основе принципов экономической самостоятельности и ответственности органов и учреждений здравоохранения. Тогда же была одобрена реструктуризация медицинской помощи с перераспределением ресурсов на более эффективные направления деятельности.

Выбор в пользу бюджетного финансирования был сделан с учетом сложившейся социально-экономической, медико-демографической ситуации и опыта реформирования отрасли в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Отказ от обязательного медицинского страхования мотивирован возможностью негативных последствий в виде дезинтеграции системы управления и финансовых потоков, снижения доступности медицинской помощи, высоким отвлечением средств на содержание страховой инфраструктуры. В целом же финансовый дефицит в отрасли зависит не от формы привлечения средств - страховых взносов или бюд­жетных поступлений, а от реальных экономических воз­можностей государства.

За прошедшие 4 года после разработки первой Концепции в республике в основном преодолены крайне не­благоприятные тенденции к постоянному ухудшению ос­новных показателей состояния здоровья населения и от­мечается стабилизация медико-демографических процессов. После издания постановления правительства №1225 от 10.08.2000 г. по совершенствованию механиз­ма финансирования здравоохранения начался процесс ре­формирования отрасли. Показатели состояния здоровья населения, непосредственно регулируемые системой здравоохранения, поддерживаются на лучшем среди стран СНГ уровне. Однако целый ряд проблем здравоох­ранения остается нерешенным.

Необходимость принятия новой редакции Концепции определяется следующими основными причинами.

Сейчас необходимо окончательно определить медико-экономическую модель здравоохранения и порядок ее введения с учетом изменения методики планирования фи­нансовых средств и принимаемых мер по разработке тер­риториальных программ государственных гарантий обес­печения населения бесплатной медицинской помощью.

Должна быть более четко сформулирована полити­ка государственных гарантий в обеспечении населения бес­платной медицинской помощью, привлечения внебюджет­ных источников финансирования, активизации комплекса мер по экономии и более рациональному использованию ресурсов отрасли, реструктуризации медицинской помощи, формирования приоритетов в деятельности органов и уч­реждений здравоохранения.

В республике сохраняется государственная бюджет­ная система здравоохранения. При этом осуществляется переход от планирования финансовых средств по сетевым показателям к планированию, основанному на нормативах бюджетного финансирования расходов на здравоохране­ние на одного жителя и объемных показателях деятельно­сти. Обеспечивается увеличение доли внебюджетного фи­нансирования с включением элементов рыночных отношений. Объем бюджетного финансирования, а также республиканский и региональные нормативы бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на 1 жите­ля определяются исходя из ежегодно утверждаемого в про­гнозе социально-экономического развития республики по­казателя уровня расходов на здравоохранение к валовому внутреннему продукту. Разрабатываются территориальные программы государственных гарантий обеспечения насе­ления бесплатной медицинской помощью, выполняющие функции государственного заказа на финансово обеспечен­ный объем медицинской помощи.

Наработанная к настоящему времени методика их разработки и реализации имеет начальный, базовый ха­рактер и должна совершенствоваться. В конечном итоге необходимо:

- сбалансировать государственные обязательства по предоставлению бесплатной медицинской помощи с реаль­ным объемом финансирования (включая корректировку объема финансирования по уровню роста цен на товары и услуги, предотвращение формирования задолженности по различным статьям расходов);

обеспечить постепенное выравнивание бюджетно­го финансирования расходов на здравоохранение в расче­те на 1 жителя по административно-территориальным об­разованиям (с учетом этапности оказания медицинской помощи) и снизить диспропорции в распределении ресур­сов по территориям республики;
обеспечить сохранение объема финансирования при внедрении ресурсосберегающих технологий, в том чис­ле при сокращении количества коек;
провести комплексную реструктуризацию медицин­ской помощи по видам и уровням ее оказания;
повысить ответственность местных органов самоуправления за финансовое обеспечение системы здравоохранения, а также отработать общепринятые в мировой практике принципы разделения ответствен­ности, прав и обязанностей заказчика и исполнителя при обеспечении медицинского обслуживания населения.
Утверждать программы следует одновременно с ре­шением вопросов финансового обеспечения и утвержде­нием бюджетов местными Советами.

При распределении в программах объемов финан­сирования, направляемых на оказание населению меди­цинской помощи, рекомендуются следующие пропорции: амбулаторно-поликлиническая помощь - 45%, стационар­ная - 45%, скорая медицинская помощь -10%.

Вводимое планирование финансовых средств по нормативам на 1 жителя находится в явном противоречии с принятой методикой штатного нормирования для боль­ничных учреждений по количеству развернутых больнич­ных коек. В связи с этим по-прежнему нет должного «пра­вового поля» для внедрения ресурсосберегающих технологий без снижения объема финансирования и нега­тивного влияния на кадровый потенциал системы здраво­охранения. Поэтому особенно важна разработка и введе­ние нормативов штатной численности медицинского персонала в расчете на 1000 населения.

Важная задача - формирование нормативно-правовой базы по осуществлению внебюджетной деятельности.

Нужен четкий, понятный населению и медицинскому персоналу порядок отнесения услуг к числу платных, бес­платных и оказываемых по принципу соплатежей, а также в системе добровольного медицинского страхования (ис­ключающий возможности произвольного отнесения бес­платных услуг к числу оказываемых на платной основе или по принципу соплатежей).

Как будет развиваться первичная медико-сани­тарная помощь в республике?

В соответствии с мировым опытом в Беларуси будет продолжаться введение общей врачебной практики, и в первую очередь на селе. До 2005 года все сельские вра­чебные амбулатории подлежат преобразованию в амбула­тории общей врачебной практики

Часть участковых больниц должна быть преобразо­вана в сельские врачебные амбулатории с койками дневного пребывания. Отдельные больничные учреждения це­лесообразно передать в систему Министерства труда и социальной зашиты для организации домов-интернатов.

В городах внедрение общей врачебной практики мо­жет оказаться неоправданно высокозатратным. Исходя из конкретных условий могут создаваться отдельные амбула­тории врачей общей практики, а также входящие в структу­ру поликлиник участковые врачебные пункты как прибли­жение к населению медицинской помощи.

В дальнейшем возможно поэтапное создание в по­ликлиниках отделений общей врачебной практики при обя­зательном перераспределении функций с узкими специа­листами.

Особое внимание должно уделяться подготовке спе­циалистов, чтобы они знали и умели оказывать опреде­ленный объем помощи. Пока же, к сожалению, нередки слу­чаи, когда в амбулаториях не используется купленная техника, а врач порою не может сделать обязательных ма­нипуляций, отказывается от педиатрической и гинеколо­гической помощи.

Предполагаются ли изменения в учебно-на­учном секторе белорусского здравоохранения (НИИ, вузы)?

Этот вопрос требует дополнительного анализа и взве­шенного решения. Ясно, что существующее количество научных медицинских учреждений составляет огромную дополнительную нагрузку на ограниченный бюджет стра­ны. Окупаются ли эти расходы или выгоднее купить какие-то новые технологии за рубежом? Сейчас наши ученые разрабатывают около 360 научных проектов. Денег не хва­тает. И результативность очень низкая. Правильнее было бы сократить число тем и сконцентрировать ресурсы на ограниченном количестве наиболее приоритетных направ­лений, соответствующих потребностям практического здра­воохранения.

В то же время нельзя ослаблять внимание к раз­работке и освоению современных высокотехнологич­ных видов медицинской помощи. Это - и повышение эффективности лечения, и возможности рациональ­ного использования средств, и наконец, лицо нашей страны.

Несмотря на наличие 4-х медицинских вузов в рес­публике, у нас сохраняются крайние диспропорции в рас­пределении кадров как по территориям, таки по основным видам медицинской помощи. На уровне первичной меди­цинской помощи работает лишь пятая часть врачей. При значительных масштабах целевого приема абитуриентов и выпуска специалистов, обучавшихся по целевому приему, в течение ряда лет увеличивается количество неукомплек­тованных врачебными кадрами участковых больниц и сель­ских врачебных амбулаторий. Очевидно, что экстенсивные меры по дальнейшему наращиванию количества врачей явно недостаточны. Более эффективное перераспределе­ния кадровых ресурсов возможно лишь при обеспечении приоритетности в оплате труда врачей первичной медицин­ской помощи.

Особого внимания заслуживает БелМАПО. По мате­риалам проверок самой академии и медицинских учреж­дений республики можно сказать, что существующая сис­тема последипломного образования отстает от запросов практического здравоохранения. Это касается и передо­вых медицинских технологий, и прогрессивных методов обучения. Иногда врач, приезжающий на очередное усо­вершенствование, может не записывать лекции, ибо они повторяют то, что было законспектировано десять лет на­зад. А практических навыков не хватает, ибо в большой группе, «из-за плеча», оперировать не научишь.

Каково Ваше отношение к медицинскому стра­хованию?

Медицинское страхование должно развиваться. На данном этапе это добровольное страхование. Оно уже су­ществует, но имеет много недостатков. Нередко договоры заключаются не по риску, а по факту; предлагаются виды медицинской помощи, входящие в состав программы госу­дарственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью; нередко договор страхования за­ключается, чтобы обойти очередь на плановую операцию.

Высказывается предложение об организации доб­ровольного медицинского страхования на внутрисистем­ном уровне - без участия не входящих в систему здраво­охранения страховых организаций. Это позволило бы обеспечить значительную экономию средств за счет ис­ключения структур, выполняющих посреднические функ­ции; избежать перераспределения доходов от оказания платных услуг, выполняемых государственными учрежде­ниями здравоохранения, страховым организациям; увели­чить долю средств на оплату труда персонала, непосред­ственно задействованного в оказании населению платных медицинских услуг.

Должны быть разработаны типовые программы доб­ровольного медицинского страхования с различными на­борами и общей стоимостью медицинских услуг. Для упо­рядочения сферы деятельности страховых фирм целесообразно заключать соответствующие соглашения с Минздравом. Лучше проводить страхование за пределами программы государственных гарантий, предлагая при не­обходимости высокоспециализированные, дорогостоящие медицинские услуги.

При достаточном развитии частной медицинской практики добровольное медицинское страхование может развиваться в рамках возможностей негосударственной лечебно-диагностической базы.

В новой редакции Закона «О здравоохранении» имеется статья 58 - «Медицинские и фармацевти­ческие общественные объединения». Как, на Ваш взгляд, должна развиваться эта деятельность в Беларуси? Предполагается ли делегирование ка­ких-то прав и полномочий Белорусской ассоциации врачей?

По опыту большинства развитых стран мира профес­сиональные общественные объединения врачей являют­ся весьма авторитетными и активно действующими орга­низациями. Белорусская ассоциация врачей, созданная в 1992 г., тоже пользовалась известным авторитетом. Она активно сотрудничала с Министерством здравоохранения в соответствии с двусторонним договором, имела предста­вительство в составе Коллегии Минздрава, принимала уча­стие в разработке Закона РБ «О здравоохранении», Кон­цепции развития здравоохранения, Кодекса врачебной этики, организовывала общественные дискуссии, в том числе на страницах своего журнал «Медицина», была за­регистрирована как Белорусская национальная ассоциа­ция врачей в Европейском форуме медицинских ассоциа­ций и ВОЗ. Однако в последние годы деятельность всех общественных объединений существенно ослабла.

Сейчас обновляется договор о сотрудничестве Мин­здрава с Белорусской ассоциации врачей, обсуждается во­прос о делегировании функций и полномочий.

Это может быть совместная деятельность в сфере врачебной этики, в разработке стандартов качества и кон­троле за их выполнением в ЛПУ, участие в повышении ква­лификации специалистов и контроле профессиональных навыков, участие в процессе лицензирования и сертифи­кации медицинской деятельности, взаимодействие с меж­дународными медицинскими организациями.

Мы надеемся, что наши многочисленные обществен­ные объединения, наконец, смогут объединиться в единой национальной ассоциации врачей. При наличии общей воли и совместных усилий медиков и общества здравоох­ранение Беларуси будет развиваться успешно.

Интервью подготовил М. Киселев

Здравоохранение Беларуси будет развиваться успешно (Публикация в журнале «Медицина», 2002, №4, С. 1-3)

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее