Интервью с Остапенко В.А., Лекторовым В.Н. и Михалевичем П.Н. (2002г.)

Первый год 2-го тысячелетия в Беларуси завершился выборами Президента республики и значительным обновлением Кабинета министров. К числу важнейших событий в системе здравоохранения можно отнести полную замену высшего руководства Минздрава и принятие Палатой представителей Национального собрания РБ новой редакции Закона «О здравоохранении». В этой связи Редакция журнала «Медицина» в рамках рубрики «Актуальное интервью» обратилась к министру здравоохранения - Остапенко Владиславу Алексеевичу (фото 1), к председателю Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам молодежи и семьи Палаты представителей НС РБ - Лекторову Валерию Николаевичу (фото 2) и к президенту Белорусской ассоциации врачей - Михалевичу Павлу Никаноровичу (фото 3). Первый вопрос был адресован персонально министру здравоохранения. На остальные вопросы могли отвечать все участники интервью.

Уважаемый Владислав Алексеевич!   Начиная свою деятельность в должности ми­нистра здравоохранения, как Вы в целом оценивае­те сложившуюся систему охраны здоровья в респуб­лике? Можно ли уже сейчас назвать наиболее сложные проблемы и первоочередные задачи?

В целом действующая система здравоохранения до­казала свою жизнеспособность в сложных социально-эко­номических условиях Беларуси. В весьма неблагополуч­ной медико-демографической ситуации 90-х годов постоянно росли объемные показатели деятельности при лучших (в сравнении с другими странами СНГ) показате­лях, регулируемых непосредственно здравоохранением. Отрасль в целом адекватно реагировала на резкое ухуд­шение состояния здоровья населения, несмотря на все трудности финансового и материально-технического обес­печения.

Но возможности дальнейшего экстенсивного роста к концу 90-х годов оказались исчерпанными. Сказываются десятилетиями накоплявшиеся проблемы, и в том числе: неадекватность объема финансирования отрасли состо­янию здоровья народа и социальной значимости системы здравоохранения; финансирование объема вовлеченных ресурсов, а не объема и качества медицинской помощи; высокая изношенность основных фондов; диспропорция в распределении ресурсов и прочее.

На данном этапе одной из первоочередных задач является успешное завершение эксперимента по совер­шенствованию механизма хозяйствования. Пока еще рано говорить о его результатах. Ведь на практике продолжает­ся процесс отработки и совершенствования нормативных документов, включая методику разработки и формирова­ния территориальных программ медицинского обслужива­ния населения.

Что касается комплексной реструктуризации ме­дицинской помощи по видам, уровням и этапам ее ока­зания, то для ее осуществления потребуется порядка 10- 20 лет.

Каковы, на Ваш взгляд, основные преимущества новой редакции Закона РБ «О здравоохранении» и в чем сохранились его принципиальные отличия от аналогичного закона Российской Федерации?

В.А. Остапенко. В сравнении с предыдущим зако­ном лучше систематизирован текст, уточнены многие пра­вовые нормы, включен глоссарий. Наиболее основатель­но переработан и значительно расширен раздел по медицинской помощи населению.

Проект нового российского Закона «О здравоохра­нении» россияне начали разрабатывать значительно рань­ше, чем в Беларуси, но он еще не принят Государственной Думой, и мы не располагаем окончательной редакцией. Российский законопроект значительно больший по объе­му и отражает бюджетно-страховой характер российской модели здравоохранения.

В.Н. Лекторов. Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на то, что на момент принятия Верховным Сове­том Республики Беларусь в 1993 г. Закона Республики       Бе­ларусь «О здравоохранении» Беларусь являлась парла­ментской республикой, и многие нормы Закона потре­бовали адаптации к изменившимся условиям.

Теперь об основных, на наш взгляд, преимуществах новой редакции Закона «О здравоохранении»:

– статьей 1 введен так называемый «понятийный ап­парат», где дается ряд основополагающих для медици­ны определений: здоровье, ох­рана здоровья населения, здравоохранение, пациент, больной и др.;   

– статьей 9 определена си­стема здравоохранения, как си­стема, включающая государ­ственное и частное здравоохранение при основной роли государственного здраво­охранения;

– в статье 13 повышена от­ветственность Правительства, которое теперь обязано будет ежегодно отчитываться перед Президентом РБ об осуще­ствлении государственной политики в области охраны здо­ровья населения и о состоянии здоровья населения;

– в статьях 4 и 58 регламентирована деятельность общественных медицинских и фармацевтических объеди­нений по их участию в решении вопросов, связанных с ох­раной здоровья населения;

– в статье 93 предусмотрено проведение независимой медицинской экспертизы по заявлению граждан при их несогласии с заключением медико-реабилитационной эк­спертной комиссии или военно-врачебной экспертизы;

– в статье 25 четко определены права и обязанности лечащего врача и врачебных консилиумов;

– в статье 43 впервые законодательно закреплено пра­во матери на госпитализацию с больным ребенком за счет бюджетных средств, а также право на обеспечение детей в возрасте до 3-х лет и детей-инвапидов в возрасте до 18-ти лет лекарственными средствами бесплатно по рецептам лечащего врача.

Уточнено и наполнено новым содержанием большин­ство норм Закона.

Что же касается принципиальных различий с анало­гичным законом Российской Федерации, могу сказать сле­дующее: работая над новой редакцией нашего закона, мы стремились максимально сблизить его с российским, од­нако, ввиду ряда причин, прежде всего финансово-эконо­мического характера, эти различия остались. У нас более четко выражена социальная защита граждан за счет средств бюджетного финансирования (в России удельный вес расходов на охрану здоровья к ВВП составляет около 3%, в Беларуси - более 5%, при намечаемом росте к 2004- 2005 гг. до 7,5%). В России более широкими полномочия­ми в организации и управлении здравоохранением обла­дают субъекты федерации и муниципальные органы власти, введена система обязательного медицинского страхования граждан, более широкое развитие получило частное здравоохранение.

П.Н. Михалевич. БАВ принимала достаточно актив­ное участие в подготовке новой редакции Закона «О здра­воохранении». Не все наши предложения учтены, но мы искренне благодарны Комиссии по здравоохранению НС РБ за понимание и готовность к сотрудничеству. Вопрос в другом: была ли такая острая необходимость сейчас об­новлять этот закон? Ведь за время, прошедшее с принятия первой редакции закона (1994 г.), никаких существенных из­менений ни в политике здравоохранения, ни в принципах организации медицинской помощи, да и ни в чем другом, не произошло. Республика Беларусь практически без измене­ний сохранила советскую систему здравоохранения. Пред­принимаемые попытки декларативно реформировать здравоохранение закончились безрезультатно. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что в условиях системного экономи­ческого кризиса 90-х годов сохранена далеко не худшая в мире система здравоохранения, обеспечивающая права и гарантии на труд для медицинского персонала, доступность и равенство в получении медицинской помощи для населе­ния, дальнейшее развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения и их технического оснащения. Плохо, потому что продолжали действовать все отрицатель­ные качества: отсутствие динамики в вопросах совершен­ствования управления отраслью здравоохранения; отсут­ствие эффективной рационализации сети и структуры медицинских учреждений, их взаимоотношений с органами местного самоуправления, социальными и коммунальными службами; сохранение экстенсивного пути развития здра­воохранения, а, следовательно, и высокой затратности; не­эффективное использование выделяемых средств; падение социального престижа системы здравоохранения в целом и профессии медицинского работника в частности. Этим и объясняется то, что, несмотря на общий прирост врачей в системе здравоохранения на 3,7% (1993-1998), убыль их в секторе первичной медико-санитарной помощи за этот же период составила 10%.

Реализации одного из основных законов диалектики - перехода количества в качество - в белорусской системе здравоохранения до сих пор не произошло. Не произошло и количественного накопления новшеств, экспериментов, нововведений. Это не позволяет обосновать принятие ка­чественно нового Закона «О здравоохранении». Так что о преимуществах принятого закона говорить сложно, тем бо­лее что в нем исключены даже те незначительные соци­альные гарантии для медицинских работников, которые существовали раньше.

Что касается общности и отличий данного закона с аналогичным законом РФ, то сопоставление их не коррек­тно. Система здравоохранения РФ уже 10 лет работает в условиях обязательного медицинского страхования. Там более полно работают и регулируют взаимоотношения между субъектами хозяйствования экономические законы, используются программы медицинского страхования. Об­щими же являются определения, понятия и другая право­вая терминология - они по сути едины для всех вариантов организации систем здравоохранения.

Как дальше должно развиваться законодатель­ство по здравоохранению?

В.А. Остапенко. Ближайшая перспектива - подго­товка Закона «О лекарственных средствах» (либо «О ле­карственных средствах и фармацевтической деятельно­сти») и завершение уже длительно ведущейся работы по Закону «О пищевых продуктах». Из числа возможных направлений законопроектной деятельности выделил бы подготовку законопроектов «О частной медицинской дея­тельности» и «О борьбе с социально опасными заболева­ниями».

Впрочем, наметить разделы деятельности, которые требуют четкого правового регулирования, не сложно. Но существует ряд объективных трудностей в дальнейшей их проработке: это трудности согласования любых правовых норм, требующих дополнительных материальных затрат; недостаточность опыта законотворческой деятельности и явно недостаточная научно-методическая база для ее осу­ществления (в первую очередь - по общественному здра­воохранению, системам управления, финансирования и правового регулирования отрасли). Все это сказалось на разработке новой редакции За­кона «О здравоохранении».

В принципе, основные требования к этому закону - вы­полнение функций базисного, системообразующего закона, создающего правовую основу для эффективного функциони­рования, реформирования си­стемы здравоохранения, пере­хода от экстенсивной к интенсивной модели развития, реструктуризации медицинской помощи, экономического стиму­лирования труда медицинско­го персонала - реализованы. На практике эти проблемы предстоит решать преимущественно при подготовке со­ответствующих постановлений Совета Министров (в част­ности, по завершении Витебского эксперимента нужно принять постановление Правительства о порядке разра­ботки и реализации территориальных программ медицин­ского обслуживания населения).

В.Н. Лекторов. Как Вы сами понимаете, с приняти­ем новой редакции Закона «О здравоохранении» дальней­шая работа над законопроектами не остановилась.

В настоящее время в Комиссии находится целый ряд законопроектов, касающихся различных сфер деятельно­сти отрасли: лекарственного обеспечения населения, ста­туса лечебных учреждений, социально опасных заболева­ний, обязательного медицинского страхования, рационального питания и пищевых продуктов, табакокуре­ния и ряд других документов. По мере готовности законо­проектов они будут в установленном порядке внесены на рассмотрение в Палату представителей.

П.Н. Михалевич. Этот вопрос взаимосвязан с пре­дыдущим. На мой взгляд, в таком варианте Закон «О здра­воохранении» менять не было острой необходимости. Вме­сте с тем необходимо и очень важно проводить дальнейшую разработку законодательной базы в области охраны и ук­репления здоровья граждан, определении статуса, прав и обязанностей медицинских учреждений. Складывающаяся в белорусском здравоохранении  ситуация обосновывает разработку и принятие законодательных актов о первич­ной медико-санитарной помощи, о медицинском и фарма­цевтическом работнике, о лечебно-профилактическом уч­реждении и т.д. Если вести речь об унификации законодательства в области охраны и укрепления здоро­вья населения с законодательством РФ, то необходимо раз­рабатывать закон об обязательном медицинском страхо­вании и использовать его медленно в эволюционном варианте, как это и рекомендовали эксперты МБРиР, тем более что в РФ в области охраны и укреплении здоровья приняты и уже работают 17 законов, а в РБ - только 5.

Как бы Вы прокомментировали утрату в новом Законе некоторых позиций по социально-экономичес­кой защищенности медицинских работников?

В.А. Остапенко. Это не позиция Минздрава, а ре­зультат согласований законопроекта.

В.Н. Лекторов. Я бы не назвал это утратой позиций социально-экономической защищенности медицинских ра­ботников. Во-первых, как Вам, наверное, известно, подхо­дит к завершению работа над законопроектом, касающим­ся предоставления льгот различным категориям граждан. Депутаты-медики входят в состав группы, готовящей данный документ, и одной из их за­дач является защита интересов медицинских работников. Во-вторых, ст. 57 новой редакции Зако­на предусматривает возможность страхования профессиональных ошибок, не связанных с небреж­ным или халатным выполнением медицинскими или фармацевти­ческими работниками професси­ональных обязанностей. Кроме того, согласно Жилищному кодек­су органам местного управления предоставлено право выделения служебного жилья для медицин­ских и фармацевтических работников в сельской местнос­ти. Думаю, добросовестным медицинским работникам та­кое жилье будет предоставлено.

П.Н. Михалевич. Я еще раз повторю, что социаль­но-правовая защищенность медицинских работников обес­печивается не только законами. Она определяется уров­нем развития экономики, удельным весом ВВП, направляемого в здравоохранение, экономическими отно­шениями, складывающимися в стране в целом и системе здравоохранения в частности. Но предыдущий Закон «О здравоохранении», даже при всех ранее названных небла­гоприятных условиях, давал все-таки хоть какие-то соци­альные гарантии и льготы. В новой редакции Закона этого нет, и это плохо.

Будет ли у нас развиваться и в каких формах медицинское страхование?

В.А. Остапенко. Ошибаются те, кто до сих пор по­лагает, что реформирование отрасли - это введение меди­цинского страхования.

Что касается объема ресурсов, которые мы можем получить от государства, то он зависит от экономических возможностей государства и государственной политики в области охраны здоровья народа (и очень мало зависит от формы привлечения средств - страховых взносов или на­логовых поступлений). Да и российская система здравоох­ранения до сих пор на 70 % финансируется из бюджета.

Реформирование системы здравоохранения при со­хранении бюджетного финансирования определено Кон­цепцией развития отрасли. Конкретная модель новой си­стемы управления и финансирования уже отрабатывается в Витебской области, в текущем году она будет отрабаты­ваться в Гродненской области и ряде районов республики.

Социальная ниша для медицинского страхования - страхование иностранных граждан и добровольное меди­цинское страхование, причем последнее возможно и без посреднических функций частных страховых компаний.

В.Н. Лекторов. Мы считаем, что как обязательное, так и добровольное медицинское страхование имеют право на существование, и наша Комиссия работает над таким за­конопроектом. Но предварительно необходимо разработать и принять государственные социальные минимальные стан­дарты в здравоохранении. Необходимо также учитывать негативные моменты, которые имели место при введении медицинского страхования в Российской Федерации, а так­же особенности развития экономических отношений в на­шей стране и менталитет белорусского народа.

П.Н. Михалевич. По моему глубокому убеждению - будет. Экспертами ВОЗ определено, что для эффективной работы государственной системы здравоохранения необ­ходимо не менее 14% ВВП и ежегодный прирост финанси­рования здравоохранения на 1% ВВП. В условиях меди­цинского страхования достаточно 8-9% ВВП, а ежегодный прирост обеспечивается развитием дополнительных и плат­ных медицинских услуг, привлечением средств предприя­тий, учреждений и организаций. Не настолько мы богатая страна, чтобы обеспечить выполнение вышеназванных ре­комендаций экспертов ВОЗ. Поэтому медицинское страхо­вание будет развиваться. Наиболее предпочтительная его форма - обязательное медицинское страхование. При нем для всех граждан обеспечивается равенство и доступность медицинской помощи, для финансирования системы здра­воохранения выделяются бюджетные средства, привлека­ются средства предприятий, учреждений, личные средства граждан. Кроме того, при ОМС известно - кто и сколько платит за здоровье. Но очень важно обеспечить эволюционность его введения, чтобы не развалить систему здра­воохранения, чтобы не допустить ухода денег, выделяемых для охраны и укрепления здоровья, в другие структуры и прежде всего - коммерческие. Хотелось бы также сказать, что доля личных средств граждан в условиях ОМС в виде платных и дополнительных услуг не должна превышать 15% от общего объема финансирования здравоохранения, иначе это крайне отрицательно скажется на потребительс­кой корзине граждан и будет формировать негативное мне­ние о системе здравоохранения, да и систему здравоохра­нения при превышении этого уровня уже трудно называть государственной социализированной системой, как это су­ществует сейчас.

Что касается некоторых вариантов сегодняшнего т.н. добровольного медицинского страхования, то это скрытая форма вымогательства у граждан. При этом отдельными страховыми компаниями используется престиж государ­ственных медицинских учреждений, а часть средств ухо­дит из системы здравоохранения.

Прокомментируйте, пожалуйста, позиции за­конодательства и предложения высших должност­ных лиц о развитии платных медицинских услуг. В какой степени это возможно без усиления социаль­ной напряженности? Сохранится ли практика функ­ционирования коммерческих структур в государ­ственных ЛПУ?

В.А. Остапенко. Вполне очевидно, что:

- объем внебюджетного финансирования сейчас явно недостаточный и его нужно увеличивать;

- должен быть создан экономический механизм, сти­мулирующий внебюджетную деятельность, включая регу­лирование цен на основе конкуренции на рынке платных медицинских услуг и увеличение доли средств, выделяе­мых на оплату труда и решение социальных вопросов;

- нужна более четкая правовая база по перечню плат­ных медицинских услуг с его детализацией, расширением, использованием принципа соплатежей;

- перевод услуг в перечень оказываемых на платной основе должен осуществляться весьма осторожно с уче­том уровня благосостояния населения.

На основе этих принципов Минздрав и намерен осу­ществлять свою политику в данной области.

Взаимодействие с частными коммерческими структу­рами должно развиваться на условиях взаимовыгодности для общественного, частного здравоохранения и пациента.

В.Н. Лекторов. Безусловно, платные медицинские услуги развивать необходимо, это позволит в определен­ной степени снизить нагрузку на бюджет, но при условии, что не будет ограничена необходимая медицинская помощь наименее социально защищенным слоям населения. На наш взгляд, следует развивать не только платные меди­цинские услуги, но и услуги сервиса в медицинских учреж­дениях. Что же касается коммерческих структур, то аренда ими свободных площадей в государственных учреждениях здравоохранения может быть одним из источников полу­чения дополнительных средств.

П.Н. Михалевич. Платные услуги в системе здраво­охранения существуют во всем мире. И это естественно, когда пациент хочет и может оплачивать более комфорт­ные условия пребывания в больнице или дополнительное, лучшее питание, какой-то вид обследования или вид лече­ния, которые не входят в перечни гарантированного лече­ния и обследования. Другое дело, что определять стоимость платных услуг в условиях государственной системы здравоохранения, без программ медицинского обследова­ния и лечения, как это практикуется при медицинском стра­ховании, сложно и нередко приводит к перегибам или не­обоснованности цен.

Так, например, существующий сегодня порядок цено­образования на платные услуги в системе Минздрава, мяг­ко говоря, неправильный. Поэтому все хозрасчетные меди­цинские учреждения системы Минздрава еле-еле сводят концы с концами, а рядом расположенные коммерческие медицинские структуры аналогичного профиля работают нормально, т.к. там при формировании цены используют­ся не административные подходы, а законы рынка.

Что касается коммерческих медицинских структур, работающих при государственных медицинских учреждени­ях, то это крайне неправильно и было осуждено еще во вре­мена СССР. Государственные медицинские учреждения в состоянии сами организовывать дополнительные платные медицинские услуги и не позволять средствам уходить из системы здравоохранения. Взаимоотношения между госу­дарственными и коммерческими учреждениями должны ос­новываться на договорных отношениях. И если какие-то медицинские услуги по направлению частной фирмы выпол­няются государственным учреждением, то именно эта фир­ма, а не пациент, должна их оплачивать. При этом в сто­имость услуг должно быть включено все: амортизационные отчисления, коммунальные услуги, трудозатраты и т.д. Вот тогда и можно будет посмотреть, куда пойдет пациент, где ему выгоднее будет лечиться. А так во многих случаях ком­мерческие медицинские фирмы зарабатывают деньги за счет государственных учреждений. Хотя при рациональной и пра­вильной организации платных услуг, в государственных уч­реждениях здравоохранения за этот счет можно было бы поднять уровень заработной платы персонала.

Другая сторона этого вопроса: поднимая заработную плату с помощью развития платных услуг, мы снижаем со­циальную защищенность пациента. Поэтому эти вопросы должны решаться крайне деликатно и обоснованно. В ка­честве отрицательного примера могу привести случаи тре­бования оплаты за лечение иногородних граждан. Насколь­ко я понимаю, Конституция и законы у нас едины для всей страны, и все граждане имеют равные права. А если и есть необходимость оплаты, то рассчитываться за лечение дол­жны территориальные медицинские учреждения, а не па­циенты.

В новой редакции Закона «О здравоохранении» впервые появилась статья 58 - «Медицинские и фар­мацевтические общественные объединения». Каки­ми, на Ваш взгляд, должны быть первые шаги по ре­ализации этих правовых норм? Какие планируются подзаконные акты и мероприятия по новому функ­циональному наполнению деятельности Белорус­ской ассоциации врачей?

В.А. Остапенко. Инициатива в данном случае дол­жна идти снизу, а не сверху. Со своей стороны, Минздрав должен создавать режим наибольшего благоприятство­вания при рассмотрении и осуществлении проектов, под­готавливаемых общественными медицинскими объедине­ниями.

В.Н. Лекторов. Статья 58 значительно расширяет права медицинских и фармацевтических объединений по их участию в решении вопросов, связанных с разработкой норм медицинской этики и деонтологии, разработкой стан­дартов качества медицинской помощи, программ повыше­ния квалификации и программ профессиональной подго­товки специалистов, в проведении сертификации и присвоения квалификационных категорий врачам, в под­готовке соглашений по тарифам на медицинские услуги и в решении ряда других вопросов. Настоящей статьей так­же определено и возможное участие медицинских и фар­мацевтических объединений в проверке профессиональ­ных знаний и практических навыков медицинских и фармацевтических работников по теории и практике из­бранной специальности, а также по вопросам законодатель­ства в области здравоохранения.

Думаю, что Министерство здравоохранения разрабо­тает соответствующие нормативные акты, позволяющие в полной мере реализовать положения статьи 58 Закона.

П.Н. Михалевич. Этот вопрос для меня самый труд­ный. Уже около двух лет я являюсь президентом БАВ, но, несмотря на все усилия Совета ассоциации, существенной динамики во взаимоотношениях БАВ и органов управле­ния здравоохранением не наблюдается.

В абсолютном большинстве стран ассоциации вра­чей играют очень важную роль в решении проблем здра­воохранения, его реформировании, в защите прав и инте­ресов врачей. Да и мы на сегодняшний день в состоянии обеспечить членам Ассоциации правовую помощь и под­держку, провести независимую этическую оценку событий или исследований. Но наше участие в обсуждении и реше­нии проблем белорусского здравоохранения, в подготовке нормативно-правовых актов явно недостаточно. Причин подобного отношения, на мой взгляд, много. Назову ос­новные из них. Первая - преобладание административ­ных методов управления, когда все ждут указаний сверху, в том числе и о членстве в профсоюзе или в других обще­ственных объединениях.

Вторая причина - отсутствие экономических методов хозяйствования в здравоохранении. Отсюда - невостребованность инициативы и творчества, снижение производи­тельности труда и качества медицинской помощи, низкая зарплата, разочарование в избранной профессии и т.д.

Новая редакция Закона «О здравоохранении» и его 58-я статья вселяют надежды на то, что названные причи­ны будут постепенно устранены и каждый врач станет счи­тать своим долгом вступить в Ассоциацию врачей, чтобы активно участвовать во всех процессах развития белорус­ского здравоохранения. Совет Ассоциации со своей сто­роны готов к активному сотрудничеству с органами законо­дательной и исполнительной власти на всех уровнях.

Каковы первоочередные задачи в развитии меж­дународного сотрудничества в области охраны здо­ровья?

В.А. Остапенко. Полагаю, что остается недоста­точным уровень взаимодействия с органами и учреждени­ями здравоохранения Российской Федерации как Союз­ного государства, особенно - в области реформирования отрасли. Нам необходимо значительно шире использовать в этом плане опыт наиболее «продвинутых» по проведе­нию реформ областей России - Самарской, Кемеровской, Тверской, Московской. Собственно, с этого и начинало работу по реформированию здравоохранения Управле­ние здравоохранения Витебского облисполкома. Кроме того, мы должны заняться вопросами адаптации российс­кой правовой и нормативной базы в области организации здравоохранения применительно к нашим условиям.

К сожалению, отмечается снижение интереса зару­бежных партнеров к проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

Но в целом, международное сотрудничество разви­вается успешно. В частности, проект по борьбе с туберку­лезом и СПИД, который предполагается осуществить в ближайшие годы за счет кредита Всемирного Банка, - са­мый крупный международный проект в истории нашего здравоохранения.

Каков прогноз в обеспечении медицинских уч­реждений лекарствами, техническими средствами и расходными материалами?

В.А. Остапенко. Есть положительные сдвиги: в про­шлом году значительно увеличилась доля закупок лекар­ственных средств от отечественных производителей, увеличивается ассортимент медицинской техники и наукоемкость изделий отечественного производства. Приня­ты меры по упорядочению системы обеспечения медика­ментами бесплатно и на льготных условиях на основе персонифицированного их учета.

Но четко прогнозировать ситуацию можно, только зная ожидаемый уровень финансового обеспечения. Если будут выполнены внесенные в Программу социально-эко­номического развития республики параметры по увеличе­нию уровня расходов на здравоохранение в ВВП, то ситу­ация будет улучшаться.

В.Н. Лекторов. В настоящее время имеются опре­деленные сложности с финансированием отрасли, наблю­дается неритмичность выделения средств, связанная с задержками поступления денежных средств от налого­плательщиков. Но государство прилагает все усилия для своевременного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а так­же для выплаты заработной платы медицинским работни­кам. Проводимый в Витебской области эксперимент по новому хозяйственному механизму в сфере здравоохране­ния позволит более эффективно использовать выделяе­мые бюджетные средства, и мы надеемся, что положитель­ный опыт найдет практическое применение во всей республике. Для увеличения заработной платы медицинс­ким и фармацевтическим работникам необходимо пере­смотреть подходы к принципам оплаты их труда. На наш взгляд, в основу оплаты труда медицинских работников дол­жен быт заложен принцип почасовой оплаты.

П.Н. Михалевич. Прежде всего, надо помнить, что здравоохранение является одной из отраслей народного хозяйства и все, что происходит в промышленности, в сель­ском хозяйстве, образовании, неизбежно сказывается на положении дел в здравоохранении. Но с другой стороны, только очень богатое государство может обеспечить содер­жание медицинской отрасли, имеющей такую высокую обеспеченность (на 10000 населения) койками, поликли­никами, НИИ, специальными учебными заведениями, врачами и т.д. Значит, есть о чем задуматься, есть потреб­ность в совершенствовании самой системы здравоохра­нения. И я искренне надеюсь, что этот процесс начнется в ближайшее время.

С августа 2001 г. редакция журнала «Медицина» при поддержке Министерства здравоохранения, Со­вета Белорусской ассоциации врачей и Ассоциации врачей общей практики открыла рубрику «Врачеб­ный автомобиль». Нам хотелось бы узнать Ваше от­ношение к данной проблеме и, если можно, выскажи­те свое мнение.

В.А. Остапенко. Это весьма перспективная пробле­ма, если учесть, что перераспределение объемов медицин­ской помощи на внебольничный уровень - одно из основ­ных направлений развития здравоохранения. Следует заметить, что в ряде зарубежных стран патронажные бри­гады, работающие по принципу стационара на дому, зна­чительно разгружают больничную помощь. Очевидно, что при решении этих вопросов не обойтись без «Врачебного автомобиля».

В.Н. Лекторов. Необходимость обеспечения врачей общей практики транспортными средствами не вызывает сомнений. Но достаточного опыта в этом вопросе пока нет. Поэтому надо обдумывать варианты, искать решения. Ду­маю, что поискать оптимальные решения надо в экспери­ментальных областях.

П.Н. Михалевич. Если реализовывать приоритет развития ПМСП на основе общей врачебной практики (та­кова мировая тенденция), то без решения этой проблемы не обойтись. На свою заработную плату врач может купить только самокат или велосипед. Необходимы усилия Мин­здрава и специальные решения Правительства. Совет Бе­лорусской ассоциации врачей выступает за подготовку и реализацию правительственной программы «Врачебный автомобиль». Думаю, что это реально для нашей страны.

И наконец, есть ли у Вас пожелания и предло­жения журналу «Медицина»?

В.А. Остапенко. Без хорошо налаженного инфор­мационного обеспечения нельзя решить ни одну проблему в системе здравоохранения и охраны здоровья населе­ния. В Беларуси собственный рынок периодических меди­цинских изданий начал складываться относительно недав­но, и Ваш журнал занял в нем достойное и значимое место.

Что касается предложений - не помешал бы хоро­ший реферативный раздел с тематическими обзорами пуб­ликаций, наиболее полезных для различных групп работ­ников здравоохранения.

П.Н. Михалевич. Хотелось бы, чтобы журнал «Ме­дицина» стал доступным для каждого врача и стал настоя­щей трибуной для обсуждения различных проблем здра­воохранения.

Подводя итоги проведенной дискуссии, можно констатировать, что, несмотря на некоторые раз­личия взглядов, все интервьюеры полны решимос­ти осуществлять дальнейшие поиски путей совер­шенствования системы здравоохранения. Хотелось бы, чтобы в этом процессе более активная роль отводилась важнейшему звену системы - врачам и их общественным объединениям. Редакция благода­рит участников данного интервью и надеется на продолжение подобных дискуссий. В спорах рожда­ется истина!


Интервью подготовил М. Киселев

Новая редакция Закона «О здравоохранении» ("Медицина", 2002, №1, С. 1 – 6)

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее