ИТОГИ 2015

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Желаю крепкого здоровья, счастья и успехов во  всех ваших добрых делах!

Извиняюсь за долгое молчание нашего блога. Это не означает бездействия. Просто была получена информация от наших читателей о том, что их смущает опасение быть неправильно понятыми вышестоящим руководством. Устные мнения о будущем здравоохранения нам высказывали, а от письменных комментариев, как правило, отказывались. Поэтому были предприняты попытки обсуждения возможных форм дальнейшего совершенствования организации здравоохранения, начиная с верхних органов управления. Мы обращались в Министерство здравоохранения, в Совет министров, в Администрацию президента, в Министерство юстиции. В большинстве случаев ответы нам направлялись через Минздрав, они были весьма сдержанными, но это было официальное мнение. Наиболее важные фрагменты этих ответов мы приведем ниже и будем считать их началом обсуждения.

В следующем выпуске мы вернемся к существу темы «Каким бы мы хотели видеть наше здравоохранение».

***

21.01.2015г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Киселеву М.П.

Об обращении

В Министерстве здравоохранения Республики Беларусь рассмотрено Ваше обращение в Администрацию Президента Республики Беларусь. По сути изложенного в обращении сообщаем следующее.

Мы разделяем Ваше мнение о важности сотрудничества общественных объединений и организаций здравоохранения для активизации работы по снижению распространенности социально опасных заболеваний, формированию многоуровневой профилактики распространённых неинфекционных заболеваний и созданию единой профилактической среды, содействующей созиданию здоровья и преумножению человеческого капитала.

Вопросы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний являются актуальными для Республики Беларусь и находятся на постоянном контроле в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь.

Учитывая важность общественного мнения, Министерство заинтересовано в поддержке гражданами, в том числе общественными объединениями и фондами, предпринимаемых государством усилий по формированию здорового образа жизни и преумножению человеческого капитала. Благодарим Вас за активную гражданскую позицию.

***

27.01.2015г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Первому заместителю министра  Д.Л. Пиневичу

от Киселева М.П.  (блогер  –  http://mihailkiselev.doktora.by)

Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Леонидович.

Благодарю Вас за ответ на мое письмо, адресованное  А.Н. Косинцу.  По сути,  Вы изложили отношение Министерства здравоохранения к общественно-профессиональному вектору государственного здравоохранения. 

Учитывая то, что наш блог изначально ставил своей целью историческое исследование и описание создания и развития общественного объединения «Белорусская ассоциация врачей» (ОО БАВ) и других врачебных обществ,  исследование мирового опыта  развития врачебного самоуправления и медицинской этики, а также исследование оптимального сотрудничества государственного здравоохранения с профессионально-общественной деятельностью врачей, я хочу просить Вас рассмотреть вопрос о назначении контактного лица от Министерства здравоохранения для обмена информацией с нашим блогом.

Мы хорошо понимаем приоритетность прав  Министерства здравоохранения и приглашаем на паритетных началах принять участие в обсуждении вариантов общественного участия в регулировании деятельности всей системы здравоохранения. В высказываниях и обменах мнениями предполагается уважительное отношение оппонентов и соблюдение этических принципов. У нас уже есть некоторый опыт сбора и обсуждения мнений авторитетных организаторов здравоохранения. Есть примеры организационных ошибок и упущений в мировой практике. Думаю, что есть необходимость дальнейшего обсуждения вариантов профессионально-общественного участия в функционировании системы здравоохранения. Выбор тем и их последовательность мы можем согласовывать с Вами. Можем публиковать выступления должностных лиц Минздрава и ученых.

Прошу Вас определить электронный адрес Минздрава для связи с блогом.

С искренним уважением                                         Киселев Михаил Петрович

***

06.02.2015г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Директору ГУ «РНПЦ медицинских технологий» Сачек М.М.

Копия председателю ОО БАВ Шевцову Д.Е.

 

О сотрудничестве

Главное управление организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Беларусь поручает Вам выступить  в качестве контактного лица от Министерства здравоохранения по обмену информацией с блогом (http://mihailkiselev.doktora.by). Блогер Киселев Михаил Петрович ставит своей целью историческое исследование и описание создания и развития общественного объединения «Белорусская ассоциация врачей» (ОО БАВ) и других врачебных обществ, исследование мирового опыта развития врачебного самоуправления и медицинской этики, а также исследование оптимального  сотрудничества государственного здравоохранения с профессионально-общественной деятельностью врачей.

Поручаем Вам определить электронный адрес для связи с ним и дальнейшего обсуждения вариантов профессионально-общественного участия в функционировании системы здравоохранения и информировать Минздрав до 15 февраля 2015 года.

Начальник Главного управления

организации медицинской помощи                                  Е.Л. Богдан

***

27.10.2015г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Киселеву М.П.

Об обращении

В Министерстве здравоохранения РБ рассмотрено письменное обращение от 12.10.2015г. и в пределах своей компетенции по сути изложенного в нем сообщает следующее.

Министерство здравоохранения поддерживает Ваше мнение относительно важности взаимодействия с общественными объединениями и осуществляет такое сотрудничество с общественными объединениями как Республики Беларусь, так и других стран, в том числе по программам стажировок и обучения врачей-специалистов, проведения мастер-классов, семинаров, конференций и других видов обмена опытом. Основой для конструктивного взаимодействия является действующая нормативная правовая база: Закон РБ «Об общественных объединениях» и Закон РБ «О здравоохранении».

***

03.12.2015г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Киселеву М.П.

Об обращении

Министерство здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) рассмотрело Ваше электронное обращение, направленное в Администрацию Президента Республики Беларусь и сообщает следующее.

Благодарим Вас за активную жизненную позицию по вопросам сотрудничества Минздрава с общественными объединениями.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» общественные объединения, союзы создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности, равноправия и гласности. Общественные объединения, союзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституции Республики Беларусь, Законом, иными актами законодательства и на основании их уставов. Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений, союзов.

В настоящее время на территории Республики Беларусь успешно осуществляет свою деятельность Белорусская ассоциация врачей, которая с 1992 года активно сотрудничает с государственными организациями и учреждениями системы здравоохранения по вопросам реформирования системы здравоохранения Республики Беларусь, улучшая качество оказания медицинской помощи населению, повышения престижа профессии медицинских работников. В её структуру входят такие подразделения, как «Объединение организаторов здравоохранения», общество «Физиотерапевтов», «Бобруйское  научное общество врачей», «Объединение  врачей гомеопатов». Заключены договоры о сотрудничестве с Ассоциацией Международных Фармацевтических Производителей, Союзом врачей Литвы, Латвийским обществом врачей, Словацкой врачебной палатой.

Дополнительно сообщаем, что вопросы сотрудничества с общественными объединениями находятся на постоянном контроле Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

***

7.11.2015г.

Министерство юстиции Республики Беларусь

Начальнику Управления по вопросам некоммерческих организаций

Е.О. Кириченко

от Киселева М.П.  (блогер  –  http://mihailkiselev.doktora.by)

Выдержки из письма

«… С первых дней становления независимой Беларуси у нас стали создаваться многочисленные общественные объединения. В здравоохранении они, как правило, возникали на базе ранее существовавших научно-практических обществ (терапевтов, хирургов и т.д.). У них были свои чисто профессиональные цели, задачи и формы деятельности. В тот же период была создана Белорусская ассоциация врачей (ОО БАВ). Эта организация отражала общепрофессиональные интересы врачей всех специальностей. Она создавалась при участии Минздрава, с первых дней принимала участие в подготовке нового законодательства и концепции развития системы здравоохранения, сотрудничала с комиссией по здравоохранению Палаты представителей Национального собрания, заключала договоры о сотрудничестве с Министерством здравоохранения и принимала участие во многих республиканских мероприятиях, была зарегистрирована как национальная ассоциация врачей Беларуси в Европейском форуме медицинских ассоциаций и ВОЗ. В тот период председатель ОО БАВ был включен в состав Коллегии МЗ РБ. В 1994 г. под учредительством ОО БАВ был создан негосударственный научно-практический, рецензируемый журнал «Медицина».

В течение всего периода деятельности ОО БАВ очень многое в сотрудничестве зависело от личных взглядов министров здравоохранения (с 1990 г. 6 человек). Были подъемы активности, были спады. Со всеми министрами обсуждались вопросы о делегировании полномочий общественным объединениям. Темы эти публиковались в журнале «Медицина». Однажды разговор о полномочиях состоялся в присутствии Президента Республики Беларусь. Наиболее продуктивным можно назвать сотрудничество Минздрава с ОО БАВ в период работы И.Б. Зеленкевича (1997 – 2001 гг.: Первый съезд врачей РБ, принятие Кодекса врачебной этики).

В 2014 г. на сайте doktora.by был создан блог –  http://mihailkiselev.doktora.by/.  В блоге описана история возникновения и развития Белорусской ассоциации врачей, проанализированы формы развития систем здравоохранения в Российской Федерации и в Республике Беларусь. При этом  отмечена ошибочность  введения в Российской Федерации обязательного медицинского страхования и создания национальных медицинских палат на принципах врачебного самоуправления.

Республика Беларусь сохранила государственное здравоохранение, что по определению является более высоким уровнем организации. Но при этом тоже отмечены недостатки, связанные со слабостью профессионально-общественного вектора системы: во многих медучреждениях не работают комиссии по врачебной этике, не обсуждаются с общественностью конфликтные случаи и претензии населения, во многих медицинских учреждениях бездействуют или вообще отсутствуют оргструктуры ассоциации врачей. Большинство врачей не являются членами ОО БАВ. В результате административный аппарат не имеет возможности наблюдать за морально-этическим климатом в учреждениях, а практический персонал не имеет достаточных механизмов взаимоконтроля, наставничества, взаимопомощи. В итоге стала снижаться культура и качество медицинского обслуживания населения, отчего страдают и медицинский персонал, и пациенты.

В последние годы в нашем блоге проанализированы многочисленные претензии к медицинским учреждениям (перегрузки, недостаток талонов на приемы, этические и деонтологические нарушения в поликлиниках и в стационарах). После моего окончательного выхода на пенсию в возрасте около 80 лет мне лично пришлось встретиться с недостатками здравоохранения уже будучи в роли пациента-врача. Так уж получилось, что за это время мне пришлось перенести ряд сложных заболеваний и операций. Длительно находясь в поликлиниках и в больницах, я по своим собственным наблюдениям и по высказываниям других пациентов стал по-новому оценивать положение дел в медицине. Соответственно стали изменяться и суждения о путях исправлении недостатков. Динамика таких изменений находила свое отражение в публикациях блога.

Исторически сложилось так, что на протяжении двух десятков лет мы искали рецепты совершенствования системы здравоохранения в виде делегирования прав и полномочий общественным объединениям. Это направление за редким исключением поддерживали почти все министры здравоохранения Беларуси, а также депутаты-врачи Палаты представителей Национального собрания и члены Совета ОО БАВ. Но практически это направление не нашло поддержки у высоких инстанций, принимающих окончательные решения.

В последние годы, анализируя опыт организации систем здравоохранения, мы пришли к выводу, что в республике Беларусь ряд основных организационных проблем связан с недостаточностью законодательной базы: в Положении о Министерстве здравоохранения нет пунктов о взаимодействии и сотрудничестве с профессиональными общественными объединениями; сложившаяся правовая практика способствует  противоборству административных органов управления и общественных объединений.

Между тем, в условиях государственного здравоохранения, находящегося на полном бюджетном финансировании, логично думать, что отраслевое министерство должно стремиться к наиболее полному управлению системой, включая как административный, так  и профессионально-общественный секторы. Следовательно, оно должно быть заинтересовано в сотрудничестве с общественными объединениями, чтобы  контролировать морально-психологической климат в учреждениях, сотрудничать в выполнении требований профессиональной этики и деонтологии, в повышении квалификации,  в поиске новых форм организации, диагностики, лечения.

В таких условиях целесообразно было бы обсудить вопрос о создании новой государственно-общественной формы профессионального объединения врачей (примерное название «Белорусская государственно-общественная медицинская палата»). Надо определить права и полномочия нового государственно-общественного объединения, варианты сотрудничества с Минздравом, ввести обязательное членство практических врачей, сформулировать права и обязанности членов общественного объединения.

Если же оставлять прежнюю форму ОО БАВ, то всё равно надо обновлять юридическую базу, обязать Министерство здравоохранения принимать участие в деятельности ассоциации врачей, определить варианты делегирования прав и полномочий медицинским общественным объединениям. Оба варианта преобразований общественно-государственных отношений в здравоохранении должны обсуждаться сначала в профессиональном, а потом в более широком кругу».

***

27.11.2015г.

Министерство юстиции Республики Беларусь

Киселеву М.П.

Управление по вопросам некоммерческих организаций Республики Беларусь рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.

Ваше мнение, высказанное в обращении, заслуживают внимания. Однако нужно иметь в виду, что общественные объединения по своей сути это негосударственные организации, которые создаются на началах частной инициативы граждан, на основе их добровольного объединения и самостоятельности, без вмешательства государства в процессы их создания и деятельности. Эти принципы создания и деятельности общественных объединений отражены в Законе Республики Беларусь «Об общественных объединениях».

Поэтому, исходя из правовой природы общественного объединения, Ваше предложение об «обновлении юридической базы» с целью обязательного участия государственных органов в деятельности общественных объединений (в частности, участие Минздрава в деятельности ассоциации врачей) может расцениваться как нарушение свободы деятельности общественных объединений, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством государство не вмешивается в деятельность общественных объединений. Оно обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, может оказывать им различную поддержку. Отношения общественных объединений и государственных органов строятся на добровольном сотрудничестве и взаимодействии.

Что касается государственно-общественной формы некоммерческой организации, то совместное решение государственно значимых задач государством и общественностью предусмотрено Законом Республики Беларусь «О республиканских государственно-общественных объединениях» (далее - Закон).

Согласно статье 2 Закона республиканское государственно-общественное объединение создается на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Советом Министров Республики Беларусь: по решению учредителей; в результате реорганизации существующей некоммерческой организации в форме общественного объединения.

При создании объединения по решению учредителей такое решение о создании принимается на учредительном съезде, конференции или ином учредительном собрании, подготовка, созыв и проведение которого обеспечивается организационным комитетом. Учредительное собрание не проводится в том случае, когда единственным учредителем объединения выступает Республика Беларусь.

При создании республиканского государственно-общественного объединения путем реорганизации существующего общественного объединения решение о реорганизации принимается высшим органом общественного объединения в соответствии с законодательством об общественных объединениях и уставом общественного объединения, если иное не определено Президентом либо по его поручению - Правительством.

Относительно существующих организаций, созданных для совместного решения государственно значимых задач в различных сферах жизнедеятельности общества, сообщаем, что с этой целью созданы и действуют Республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", Республиканское государственно-общественное объединение "Белорусское общество охотников и рыболовов", Республиканское государственно-общественное объединение "Белорусское общество "Знание" и др.

Начальник Управления по вопросам некоммерческих организаций Е.О. Кириченко

***

Таково официальное мнение высших органов управления в сфере здравоохранения и органов юридического наблюдения по вопросам некоммерческих организаций Республики Беларусь. Теперь рекомендуем нашим читателям вернуться на ранее опубликованные страницы http://mihailkiselev.doktora.by/kakim-byt-belorusskomu-zdravoohraneniyu-dopolnitelnye-argumenty.

Более полная информация по вопросам медицинской этики и организации здравоохранения в Беларуси размещена в главе блога «Актуальное сегодня»

(http://mihailkiselev.doktora.by/segodnya).

 

 

 

Раздел медицины

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее