О государственно-общественном управлении здравоохранением. Россия – Беларусь

Продолжая обсуждение темы «Каким быть белорусскому здравоохранению», мы пришли к необходимости сравнения наших взглядов с мировоззрением российских коллег. С этой целью ознакомились с доступной Интернет-информацией, разместили некоторые публикации в нашем блоге: «Доклад Исполкома и Решение X (XXVI) Чрезвычайного Пироговского съезда врачей» (<http://rmass.ru/publ/info/dokl10> <http://rmass.ru/publ/info/reshenie10>); выдержки из публикаций Н.Б. Мелянченко: доклад на совещании руководителей медицинских ассоциаций стран СНГ и Балтии (2002 г.) – «Государственно-общественная система организации и управления» (http://mihailkiselev.doktora.by/gosudarstvenno-obshchestvennaya-sistema-organizacii-i-upravleniya) и книга «Общие методологические подходы к стратегии развития здравоохранения РФ (на период 2008 – 2017 гг.)» (http://mihailkiselev.doktora.by/obshchie-metodologicheskie-podhody-k-strategii-razvitiya-zdravoohraneniya-rf-na-period-2008-2017-gg).

Затем мы обменялись письмами с руководителями Российской медицинской ассоциации.

Сегодня публикуются некоторые выдержки из состоявшейся переписки, которые могут помочь посетителям нашего блога составить собственное мнение о выборе оптимальных вариантов дальнейшего развития систем здравоохранения СНГ.

***

Президенту Российской медицинской ассоциации, профессору     А.Г. Саркисяну

От блогера   Киселева Михаила Петровича, почетного члена Белорусской ассоциации врачей   <http://mihailkiselev.doktora.by/>

Глубокоуважаемый Ашот Григорьевич.

Зная, что Вы сейчас очень заняты подготовкой ко второму этапу 10-го Пироговского съезда, направляю это письмо, полагая, что оно может быть полезным  при обсуждении темы съезда.

У нас с вами после распада СССР сложились разные пути развития здравоохранения. Российская Федерация ввела у себя обязательное медицинское страхование и, таким образом, пошла по пути преобразования государственной системы здравоохранения в негосударственную. Сейчас обсуждается система государственно-общественного управления здравоохранением и врачебного самоуправления, предлагается исключить рыночное регулирование в сфере государственного здравоохранения и признать здравоохранение и охрану здоровья граждан государственной функцией РФ (<http://mihailkiselev.doktora.by/o-gosudarstvenno-obshchestvennoy-sisteme-upravleniya-zdravoohraneniem>; < http://rmass.ru/publ/info/reshenie10>).

Республика Беларусь изначально сохранила государственную систему здравоохранения и показала удовлетворительные успехи (http://president.gov.by/ru/zdravoohranenie/ru/). Её деятельность регламентируется новым законодательством, а также должностными инструкциями и положениями Министерства здравоохранения. С самого начала параллельно стали создаваться профессиональные общественные организации, включая общественное объединение «Белорусская ассоциация врачей» (ОО БАВ). Их деятельность регламентировалась Законом РБ «Об общественных объединениях» и Законом РБ "О здравоохранении". (http://mihailkiselev.doktora.by/zakon-respubliki-belarus-o-zdravoohranenii-statya-58).

В первые годы построения нового независимого государства мы, т.е. общественные объединения,    были востребованы и сотрудничали с органами законодательной и исполнительной власти: принимали участие в подготовке проектов законов, в обсуждении концепций развития отрасли, в создании Кодекса врачебной этики, в обсуждении новых форм организации медицинской помощи. Однако, спустя некоторое время, доверительные отношения стали ослабевать и все инициативы о расширении прав и полномочий врачебных общественных объединений реализовать не удалось. Оказалось, что формулировки 53-й статьи Закона «О здравоохранении» («принимают участие в: …», «могут принимать участие», «имеют право вносить предложения») позволяют, но не обеспечивают продуктивного сотрудничества органов управления с профессиональной общественностью. В итоге система здравоохранения осталась с одноканальным управлением, без альтернативы и оппонирования.

В 2003 году в Комиссию по охране здоровья, физической культуре, делам молодежи и семьи Палаты представителей Национального собрания РБ был приглашен из России разработчик государственно-общественной системы управления здравоохранением в РФ  профессор Н.Б. Мелянченко, доктор медицинских наук,  заслуженный врач Российской Федерации, академик Российской академии естественных наук, который в своем выступлении сказал: «В моем представлении, моя миссия заключается в том, чтобы вы в Беларуси смотрели на Россию, как на страну с состоявшимся и провалившимся экспериментом реформирования здравоохранения, без возможности быстрого возврата»  (http://mihailkiselev.doktora.by/o-gosudarstvenno-obshchestvennoy-sisteme-upravleniya-zdravoohraneniem).

Белорусская государственная система здравоохранения продолжала свое развитие и имела неплохие успехи, но потом появились сбои в оказании медицинской помощи на первичном уровне (амбулатории, поликлиники): отсутствие талонов на прием, большие очереди, перегруженность врачей, затруднения при обследованиях. На этом фоне в октябре 2014 г. вступило в силу постановление Министерства здравоохранения об изменении правил выписывания рецептов и отпуска по ним лекарств в аптеках (читать полностью: http://doktora.by/novosti-mediciny/novye-pravila-po-vypiske-receptov-poyasnenie-minzdrava-belarusi).

Новый порядок вызвал у граждан огромное количество вопросов и жалоб, многие из которых были озвучены в средствах массовой информации. Пациенты были обеспокоены большими очередями в поликлиниках, а врачи – неоправданной загруженностью. Этот вопрос был осужден депутатами на совместном заседании двух палат парламента и Президентом страны Александром Лукашенко. Однако участие общественных медицинских объединений в этих процессах ограничилось лишь публикациями в средствах массовой информации.

Что касается государственно-общественного управления здравоохранением, то в условиях Республики Беларусь такая модель управления пока трудно воспринимается. Минздрав, мне кажется, никогда по своей инициативе не пойдет на такое ограничение своей власти. Как один из вариантов, у нас возникла идея о возможности создания специального профессионального государственно-общественного объединения, законодательно наделенного правами и полномочиями. Такого опыта в мировой практике нет. Но логика здесь такова. В республике существует государственная система здравоохранения с полным бюджетным финансированием. Государство как наниматель может принимать на работу только врачей – членов профессиональной ассоциации и, создавая такое профессиональное государственно-общественное объединение, может законодательно наделять его необходимыми правами, полномочиями и гарантиями.

Сейчас мы пытаемся организовать обсуждение возможных вариантов реорганизации здравоохранения в Республике Беларусь. Пока это не получается, так как многие еще помнят народную присказку о «мыши под веником» и боятся высказываться до тех пор, пока молчит Минздрав. Есть и еще одна присказка – «нет пророка в своем отечестве». Это значит, что местные идеи, если они не поддерживаются первым лицом республики, никем не принимаются. И здесь у меня есть надежда на Вас, на Ваш огромный опыт и мировой авторитет. Выскажите свое мнение о наших идеях. В любом варианте это принесет пользу. Думаю, что такое обсуждение может быть полезным и для мирового опыта.

С искренним уважением                 Михаил Киселев

блогер, первый председатель и почетный член Белорусской ассоциации врачей

<http://mihailkiselev.doktora.by/>

***

Киселеву Михаилу Петровичу, почетному члену Белорусской ассоциации врачей, блогеру  <http://mihailkiselev.doktora.by/>

От Президента Российской медицинской ассоциации, профессора А.Г. Саркисяна

Уважаемые коллеги.

Российская медицинская ассоциация и Пироговское движение врачей России в течение 20 лет на 10 (десяти) Всероссийских Пироговских съездах врачей (1995-2015 гг.) официально и демократически вырабатывали и предлагали основополагающие принципы деятельности врачебного сообщества: Кодекс врачебной этики, Медико-социальную Хартию Российской Федерации (Общественный Договор между государством, врачебной профессией и обществом), Концепцию системы государственно-общественного управления здравоохранением и врачебного самоуправления в РФ, Концепцию регулирования профессиональной деятельности и страхования профессиональной ответственности врачей в РФ, Конвенцию о правах и обязанностях врачей в РФ, Концепцию защиты прав пациентов в РФ и проект ФЗ «О правах пациентов», и многое другое.

Однако до сих пор, к большому сожалению, фокусом всех перемен и модернизаций в здравоохранении России остаются исключительно органы управления здравоохранением, медицинские учреждения, система финансирования, а не социально-экономические интересы пациентов и профессионально-экономические интересы врачей и медицинских сестер. Таким образом, основные участники государственно-монопольной системы здравоохранения – пациенты и врачи – так и не стали центральным звеном реформ. Хотя совершенно очевидно, что реформы в здравоохранении могут стартовать только тогда, когда врачи и медицинские сестры станут субъектами права с высокой личной и профессиональной корпоративной ответственностью и будут работать в зоне высокого доверия, а государство будет достойно вознаграждать их труд.

И это было бы возможно, если бы в качестве инструмента управления национальной системой здравоохранения была бы предусмотрена «Система государственно-общественного управления здравоохранением Российской Федерации», концепция которой была разработана нами, одобрена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и нашла всемерную поддержку врачебного сообщества на совместном заседании Коллегии Минздрава РФ и Президиума Правления РМА в 2001 году, на Пироговских съездах врачей, на выездных совместных пленумах РМА и Минздрава РФ во всех федеральных округах и большинстве субъектов РФ. Однако практически ничего в этом отношении до сих пор не изменилось.

На наш взгляд, без внедрения в практику управления системой здравоохранения государственно-общественных механизмов ни одна из стратегий развития отрасли неосуществима, а цели, как бы хорошо они ни провозглашались, не достижимы в принципе.

В настоящее время нами проводится работа по формированию стратегии Евразийского Медицинского Союза, созданного на XXV (IX) Пироговском съезде врачей. Считаем крайне важным и необходимым участие в этом процессе и белорусских врачей. С Вами свяжется вице-президент Российской медицинской ассоциации, заместитель председателя Евразийского Медицинского союза профессор Георгий Алексеевич Комаров - многолетний главный редактор "Медицинской Газеты" и "Врачебной Газеты".

Примечание: Подробная информация о нашей деятельности на сайте rmass.ru.

С искренним уважением,

Президент Российской медицинской ассоциации,

Профессор     А.Г. Саркисян

***

Киселеву Михаилу Петровичу, блогеру

 <http://mihailkiselev.doktora.by/>

От вице-президента Российской медицинской ассоциации, профессора Г.А. Комарова

Уважаемый Михаил Петрович!

По просьбе А.Г. Саркисяна и любезно предоставленной им предшествующей переписки с Вами, с которой я внимательнейшим образом ознакомился, полагаю, что наступило время для развития сотрудничества общественных врачебных объединений Белоруссии и России, коль скоро обе страны вошли в ЕАЭС, коль скоро мы в 2013 году образовали Евразийский Медицинский Союз (ЕАМС). Проблемы Белоруссии и проблемы России в области здравоохранения схожие, хотя и чем-то отличаются сейчас и будут отличаться в будущем в силу определенных различий в политике, законодательстве и директивно-нормативной базе здравоохранения. Но это не является препятствием для сотрудничества в рамках ЕАМС.

Безусловно, пока еще разрозненно действующая медицинская общественность (с множеством профильных ассоциаций и обществ, но без единой врачебной общественной корпорации) не воспринимается государственными властными структурами и нашим уважаемым Минздравом как достойный должного внимания, влиятельный партнер и конструктивная оппозиция, как это есть в большинстве государств мира. Как Вам написал подробно А.Г. Саркисян, мы 20 лет и на 10 Пироговских съездах, за это время проведенных, стремились убедить коллег в необходимости такого объединения без утраты самоидентификации, а власть - в необходимости сотрудничества. К сожалению, этого пока не получается. Мы, не прекращая работы в этом направлении, одновременно начинаем работу на более высоком уровне - в ЕАМС. В качестве приоритетных направлений нам видятся следующие: а) дополнительное профессиональное образование с развитием центра дистанционного обучения, который уже существует при ИПК ФМБА России, б) инициация Международного Движения и проведение в 2016 г. планируемого Евразийского медицинского форума "Мир без наркотиков: врачебный рецепт" (поддержан большим числом международных объединений и организаций, национальных парламентов и медицинских объединений, авторитетных политиков, ученых, религиозных деятелей и врачей), в ) создание органа информации ЕАМС (газета и портал в Интернете).

Этого вполне хватит на первом этапе, поскольку без этого все остальное невыполнимо.

Я думаю, что в ближайшее время нам надо внимательно проанализировать все публикации на сайте вашего ОО (в т.ч. на Вашем блоге), а вам, видимо, на сайте РМА, чтобы понять, с чем выходить и нам, и вам на совместное обсуждение направлений конструктивного и взаимно полезного сотрудничества и, возможно, на подписание Договора в рамках ЕАМС.

С уважением  

Проф. Георгий Алексеевич Комаров

***

Вице-президенту Российской медицинской ассоциации, заместителю председателя Евразийского Медицинского союза, главному редактору "Врачебной Газеты", профессору Г.А. Комарову

От блогера М.П. Киселева

Здравствуйте, уважаемый Георгий Алексеевич.

Пишу Вам в продолжение моего письма А.Г. Саркисяну (от 29.01.2016), переадресованного Вам, и письма, направленного мною Вам 01.02.2016г.

Продолжаю знакомиться с сайтом РМА. Разместил в нашем блоге (http://mihailkiselev.doktora.by/) «Доклад Исполкома X Пироговского съезда врачей» (<http://rmass.ru/publ/info/dokl10> ) и «Решение X (XXVI) Чрезвычайного Пироговского съезда врачей» (<http://rmass.ru/publ/info/reshenie10>). Прочитал публикацию «Развитие врачебного самоуправления и деятельность Российской медицинской ассоциации по выполнению решений III (ХIХ) Всероссийского Пироговского съезда врачей (О государственно-общественном управлении здравоохранением)» (<http://<rmass.ru/publ/info/samoupravlenie>).

Читаю и сравниваю деятельность РМА с историей Белорусской ассоциации врачей (ОО БАВ).

(Историческая справка: «8 декабря 1991 г. состоялось подписание Беловежских соглашений. Главы трех республик, основателей СССР, – Белоруссии, России и Украины – констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 26 декабря 1991 г. сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившая кворум, приняла декларацию о прекращении существования СССР  (ru.wikipedia.org/wiki/Распад_СССР). 28 февраля 1992 г. состоялся учредительный съезд Ассоциации врачей Республики Беларусь (позже переименована в ОО «Белорусская ассоциация врачей»).

Вспоминаю, что в первое время после развала СССР наступил хаос. Ни законов, ни концепций, ни правительства, ни договоров о сотрудничестве. Мы по своей инициативе обращались в Палату представителей, принимали участие в разработке проектов «Концепции развития здравоохранения», законов «О здравоохранении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», «Об обязательном медицинском страховании*» и др. Мне в тот период помогало то, что еще в годы советской власти я был известным новатором – организатором городского здравоохранения, а в первые годы независимости уже был избран председателем ОО БАВ. Вскоре один из депутатов – членов нашей редакционной группы был назначен на должность министра здравоохранения – и это способствовало нашим дальнейшим доверительным отношениям. Был подписан договор о сотрудничестве. В работе всех наших съездов принимали участие представители Минздрава. В 1997 г. я, как председатель ОО БАВ, был введен в состав Коллегии Минздрава. Для информирования членов ассоциации в тот период мы создавали специальные папки с проектами документов, которые размещали в читальных залах Республиканской медицинской библиотеки и библиотеки Института усовершенствования врачей, рассылали информацию почтой в областные центры. В 1994 г. нами был учрежден негосударственный научно-практический, рецензируемый медицинский журнал «Медицина», в котором, наряду с научно-практическими публикациями, размещалась информация для членов Ассоциации врачей. Первый номер журнала был выпущен частным предпринимателем журналистом-энтузиастом (частное издательство «Азбука») на его собственной бумаге. В дальнейшем из-за отсутствия денежных средств мне пришлось самому осваивать все издательские технологии, и в конечном итоге штат редакции ограничился главным редактором, исполняющим все виды работ, секретарем-корректором и бухгалтером (в последующем заключен договор с Консалтинговой бухгалтерией). Учредителями редакции были зарегистрированы коллектив редакции и ОО БАВ (я в тот период был председателем Ассоциации врачей). Редакционная коллегия журнала: председатель – ректор Института усовершенствования врачей (позже – Белорусская медицинская академия последипломного образования – БелМАПО) и члены редколлегии – заведующие кафедрами. Решением ВАК журнал был включен в Перечень научных изданий Республики Беларусь, рекомендованных для опубликования результатов диссертационных исследований по медицинской отрасли науки. Мы учились в процессе работы, зарабатывали на медицинской рекламе, экономили, но достигли высокого полиграфического качества и мирового уровня научных публикаций. Полная база выпущенных журналов была размещена на сайте БелМАПО и передана в Национальную библиотеку РБ. В финансовом плане редакция никогда не привлекала средств ассоциации врачей. Более того, все информационные расходы ОО БАВ оплачивались редакцией.

(Примечание 1: *Проект закона РБ «О медицинском страховании» был отклонен Верховным Советом 12-го созыва после доклада министра здравоохранения В.И. Казакова. Во время разработки проекта этого закона в числе отрицательных аргументов называлось отвлечение средств на содержание страховых компаний и их некомпетентность в расходовании денежных средств, собираемых и выделяемых для здравоохранения).

Весь период моей работы в журнале мы занимались исследованием темы о взаимоотношениях органов государственного управления здравоохранением с профессиональными общественными объединениями. Журнал систематически проводил интервью со всеми министрами и экс-министрами, начиная с последних лет советского периода, а также с другими авторитетными организаторами здравоохранения. Большинство респондентов высказывались о необходимости делегирования различных прав и полномочий медицинским общественным объединениям. Но фактически ничего не делалось. Однажды такой разговор министра и председателя ОО БАВ (В.Н. Лекторов) состоялся в присутствии Президента РБ, где было высказано опасение, что Ассоциация врачей посягает на права Минздрава. Мои же неоднократные попытки встретиться с Президентом были напрасными.

Так прошло 19 лет. За этот период проведено 4 отчетно-выборных съезда ОО БАВ. Избирались 3 председателя Ассоциации: Киселев М.П. (два созыва), Михалевич П.Н. (проректор БелМАПО), Лекторов В.Н. (депутат Палаты представителей Национального Собрания РБ). В 2011 году на очередном съезде был избран новый председатель – Шевцов Д.Е. (главный врач поликлиники, депутат горсовета) и новый состав Совета. Большинство из вновь избранных членов Совета ранее не состояли в Ассоциации. В результате возникли разногласия, приведшие к дополнительному внеочередному съезду. На этом съезде я отказался от избрания в Совет Ассоциации и по состоянию здоровья отказался от должности главного редактора журнала. Меня избрали почетным членом Ассоциации врачей, и я уволился с работы. Далее пошли болезни, операции, реабилитация, новый статус в жизни и в обществе, в результате я оказался в нашей системе здравоохранения в роли пациента, вернее, в роли пациента-врача. Это показало мне нашу систему здравоохранения со стороны пациента.

В 2013 г. был создан блог <http://mihailkiselev.doktora.by>. На документальной основе описана история ОО БАВ за период моего председательствования. Проанализированы интервью с министрами. Предприняты попытки организовать в блоге обсуждение темы «Каким быть белорусскому здравоохранению». Разосланы приглашения Минздраву, кафедрам общественного здоровья и здравоохранения белорусских медицинских вузов, председателям медицинских общественных объединений, направлены Интернет-обращения в приемную Совмина и в администрацию Президента. На все обращения ответы получались только из Минздрава. Частные лица звонили мне, высказывались, но без письменных отзывов. Не высказал своего мнения в блоге и председатель БАВ.

Что касается Российской Федерации и публикаций РМА, вижу много аналогичных с нами проблем. Очень высокий уровень изложения и аргументации. Глубокое теоретическое обоснование. Подкупают такие формулировки, как:

– «предоставление или не предоставление меди­цинской услуги не может быть пред­метом рыночных отношений»;

– «Российская меди­цинская ассоциация выступает за развитие общественного здравоох­ранения в стране, поскольку рыночные отношения в здравоохранении имеют ограни­чен­ный диапазон применения»;

– «Под государственно-общественным управлением системой здраво­ох­ра­нения Рос­сийская медицинская ассоциация по­нимает узаконенное разделение полномочий по принятию  ре­шений между го­сударственными органами управ­ления здра­во­охранением и единой, представ­ляющей кор­по­ративные ин­те­ресы,  общественной орга­ни­зацией врачей»;

– «… корпоративное общественное объединение медицинского персо­нала (врачей и медицинских сестер) – это часть медицинского со­об­щества, реали­зующая задачи защиты интеллектуальной собственности, воз­можность наиболее эффективно использовать профессиональную квали­фика­цию, разделяющая и несущая ответственность перед обществом за ка­чество труда каждого своего предста­ви­теля и за его морально-этический облик»;

– «Министрами здраво­охранения яв­ляются не только руководители соответствующего ведомства, а в первую очередь – президенты и премьер-министры страны. Только они об этом не знают!» (Г.Х. Брутланд);

– «за инфор­мационное обеспечение платит не врач, а общество и государство»;

«… без внедрения в практику управления системой здра­воохранения государственно-общественных принципов ни одна из стра­тегий раз­вития отрасли неосу­щест­вима, а цели, как бы хорошо они не провозглашались, не достижимы в прин­ципе»;

– «Важнейшее значение в стратегическом развитии здравоохранения приоб­ре­тает его законодательная база. Российская медицинская ассоциация поддерживает и готова присое­ди­нить­ся к вы­полнению задачи по формированию правового прост­­­ранства системы здра­во­охранения»;

– «X Съезд  принимает  р е ш е н и е:   1.  Исключить рыночное регулирование в сфере государственного здравоохранения и признать здравоохранение и охрану здоровья граждан РФ государственной функцией».

Вызывает сомнение термин «врачебное самоуправление». Думаю, что в наших условиях надо говорить о «государственно-общественном управлении здравоохранением» с законодательно закрепленными правами и полномочиями. Кстати, считаю, что все врачи, получившие лицензию на профессиональную деятельность, обязаны быть членами ассоциации врачей.

Теперь еще раз о событиях в Республике Беларусь.

Предлагая к обсуждению тему «Каким быть белорусскому здравоохранению», мы проводили предварительное исследование сложившегося положения дел в системе здравоохранения: достижения и недостатки, мнение руководителей и исполнителей, должностных лиц и общественности, врачей и пациентов, факты и аргументы. Получается, что есть система государственного здравоохранения, есть положения, стандарты, нормативы, гарантии. Но при этом есть неудовлетворенность медицинского персонала и неудовлетворенность пациентов, населения, общественности. В последнем отчете ОО БАВ записано «Белорусская ассоциация врачей не только отстаивает интересы каждого врача, но и готова, совместно с Министерством здравоохранения, участвовать в реформировании системы здравоохранения Республики Беларусь. Оказывать активную помощь в улучшении качества оказания медицинской помощи населению, снятию нагрузки на врача и повышении престижа профессии людей в белых халатах». Таким образом, Белорусская ассоциация врачей «готова» участвовать в реформировании системы здравоохранения», а Министерство здравоохранения – не готово. Численность ассоциации составляет лишь около ¼ общей численности врачей республики, а остальные вступать не хотят. Вот и получается, что система управления сама по себе, общественность сама по себе, а пациенты – как получится.

Мы много лет говорили о делегировании прав и полномочий общественным объединениям, но, в конце концов, пришли к выводу, что этот вопрос не может быть решен до тех пор, пока не появится соответствующая запись в Положении о Министерстве здравоохранения.

Сейчас возникло предложение о создании государственно-общественного объединения врачей. По сложившейся юридической практике создание такой организации относится к компетенции Президента, но наши попытки обратиться к нему по этому поводу напрямую оказались безуспешными, а Минздрав и Минюст эти идеи не поддержали.

Далее можно порассуждать и таким образом. У нас существует демократическое социальное государство. Избираются президент (гарант Конституции) и парламент (законодатель). Общая политика и принципы построения государства определяются на выборах высших органов власти на основании наказов избирателей, т.е. у населения есть и права, и реальные механизмы создания определенного порядка в стране, в том числе и право на выбор формы организации здравоохранения. Для этого необходимо, во-первых, еще раз исследовать мировой опыт**, во-вторых, провести обсуждение возможных форм, применительно к условиям наших стран, в-третьих, вынести эту тему на широкое обсуждение населения и политических партий и, наконец, в-четвертых, сформулировать наказы депутатам на очередные выборы Палаты представителей Национального собрания. Наибольший опыт в разработке теоретической основы и практического продвижения инициатив по созданию государственно-общественного управления здравоохранением на постсоветском пространстве имеет Российская Федерация и, в частности, Российская медицинская ассоциация. Поэтому мы приглашаем наших российских коллег принять участие в обсуждении вариантов реформирования системы здравоохранения в условиях Республики Беларусь. Начать это можно с нашего медицинского блога <http://mihailkiselev.doktora.by>.

Примечание 2: ** «Врачебное самоуправление: Опыт врачебного самоуправления за рубежом»   (http://www.medcom.spb.ru/publ/info/1141).

 

С уважением и наилучшими пожеланиями коллегам из РМА                   

блогер и почетный член ОО БАВ           Михаил Киселев  

Раздел медицины

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее