Обсуждение темы о делегировании полномочий Министерства здравоохранения общественным объединениям врачей. Часть I

(Предлагается свободный стиль обсуждения)

Начнем наши раздумья с опорой на действующее законодательство и обратимся к статье №53 закона «О здравоохранении» (с поправками по состоянию на 10.07.2012 г.).  Приведем текст этой статьи.

Статья 53. Медицинские (фармацевтические) общественные объединения

«Медицинские (фармацевтические) общественные объединения в соответствии с их уставными задачами принимают участие в:

разработке норм медицинской этики и деонтологии, а также в рассмотрении вопросов, связанных с нарушением этих норм;

формировании комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии;

разработке клинических протоколов, учебно-программной документации образовательных программ при подготовке, повышении квалификации и переподготовке медицинских (фармацевтических) работников;

присвоении медицинским (фармацевтическим) работникам квалификационных категорий;

подготовке соглашений по тарифам на медицинские услуги;

анализе профессиональных действий своих членов и иных мероприятиях, связанных с осуществлением медицинской (фармацевтической) деятельности.

В порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, медицинские (фармацевтические) общественные объединения могут принимать участие в проверке профессиональных знаний и практических навыков медицинских (фармацевтических) работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области здравоохранения.

Медицинские (фармацевтические) общественные объединения в пределах своих уставных задач имеют право вносить в государственные органы предложения по вопросам в области здравоохранения».

 

Теперь приведем интересующие нас разделы Устава ОО БАВ и основные пункты договора о сотрудничестве МЗ РБ и ОО БАВ от 5 июня 2007 г.  (Опубликован в журнале «Медицина» №3, 2007 г. Полный текст приведен в нашем блоге в главе «Другие публикации». Текст более позднего договора не публиковался.)

Устав Общественного объединения «Белорусская ассоциация врачей»

«… 2. Цели, задачи, предмет и методы деятельности ОО «БАВ»

2.1. Цели ОО «БАВ»: совершенствование медицинской помощи населению на основе различных форм собственности, поддержка творческих и предпринимательских инициатив в сфере охраны здоровья народа, повышение профессионализма врачей и престижа медицинских профессий.

2.2. Задачи ОО «БАВ»:

защита прав и законных интересов своих членов, их чести и достоинства;

поддержка формирования общественных медицинских объединений, не противоречащая Уставу ОО «БАВ»;

правовая и иная поддержка членов ОО «БАВ»;

совершенствование системы оценки качества медицинской помощи и уровня профессиональных навыков врачей и других специалистов;

стимулирование научного поиска оптимальных технологий медицинской помощи населению;

содействие развитию медицинского страхования;

международное сотрудничество в области здравоохранения;

информационное обеспечение деятельности членов ОО «БАВ».

2.3. Предметом деятельности ОО «БАВ» являются разработка и содействие реализации новых форм организации медицинской помощи населению.

2.4. Методами деятельности ОО «БАВ» являются:

обсуждение  существующих и вновь предлагаемых  организационных форм медицинской помощи населению;

участие в проведении социологических исследований в сфере здравоохранения;

разработка приоритетных программ, их пропаганда и реализация;

участие в выработке предложений по совершенствованию законодательства в области здравоохранения;

участие в установленном порядке в выработке решений органов государственной власти и управления;

учреждение своих учебных и научных учреждений, участие в оценке уровня профессиональных навыков медицинских специалистов;

проведение профессиональной и этической экспертизы врачебных ошибок, допущенных в лечебно-профилактической деятельности и при проведении биомедицинских исследований;

взаимодействие с международными и иными организациями;

создание негосударственных систем повышения квалификации в сфере здравоохранения, включая обмен специалистами, идеями, опытом с юридическими и физическими лицами других стран;

осуществление иной деятельности, не противоречащей данному Уставу и действующему законодательству Республики Беларусь.

3. Права ОО «БАВ»

3.1. ОО «БАВ» имеет право в пределах действующего законодательства:

свободно распространять информацию о своих целях и деятельности;

представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях, в суде;

в установленном порядке осуществлять издательскую деятельность;

в установленном порядке осуществлять предпринимательскую деятельность посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них;

вступать в союзы с другими республиканскими общественными объединениями.

http://www.beldoc.by/page/7/69/

 

 

Договор о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Общественным объединением «Белорусская ассоциация врачей»

«… Стороны … заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Стороны договорились о сотрудничестве в области совершенствования механизма медицинского обслуживания населения республики, управления здравоохранением, формирования здорового образа жизни у граждан, защиты интересов медицинских работников, развития медицинской науки (далее - сотрудничество).    

2. Сотрудничество Сторон по настоящему договору осуществляется путем:            

 обмена информационными материалами;

проведения совместных мероприятий (проектов);

реализации других направлений, представляющих взаимный интерес.     

3.            Стороны обязуются:   

3.1.        информировать друг друга о планах работы и планируемых мероприятиях в рамках настоящего договора;

3.2.        осуществлять сотрудничество на основании взаимного согласия, с учетом интересов и компетенции обеих Сторон.

3.3.        совместно:        разрабатывать (реализовывать) меры по совершенствованию медицинского обслуживания населения, по разработке и внедрению новых организационных форм в здравоохранении, применению в медицинской практике новых медицинских технологий;

разрабатывать (реализовывать) меры по информационному обеспечению врачей;

организовывать и проводить мероприятия по подготовке и повышению квалификации врачей;

разрабатывать нормы медицинской этики и деонтологии;

решать различные вопросы, связанные с нарушением норм медицинской этики и деонтологии;

3.4.        объединить усилия по совершенствованию методов и форм контроля за профессиональным уровнем врачей и повышением их квалификации;      

3.5.        не разглашать сведения, содержащиеся в документах и других материалах, полученных в период действий настоящего договора, третьей стороне без согласия другой;            

3.6.        не передавать свои права и обязанности по настоящему договору третьей стороне без письменного согласия второй стороны;

3.7.        принимать иные меры, направленные на реализацию настоящего договора».     

Примечание: полный текст договора имеется в главе блога «Другие публикации».

 

Таким образом, есть закон, дающий право, есть Устав ОО БАВ и есть договор о сотрудничестве. Достаточно ли этого, чтобы заработала единая система профессионального сотрудничества? Опыт показывает, что нет. Видимо, должна быть еще и четкая система разделения (делегирования)  полномочий, охватывающая не только административные структуры, но и официально зарегистрированные профессиональные общественные объединения.

В государственном здравоохранении основным органом управления является министерство. В его ведении находится политика отрасли, экономика, координация во всей системе государственного устройства. В целом есть успехи и достижения. Но есть и узкие места, мешающие достижению желаемых результатов. Мой личный опыт врачебной, административной и общественной работы, опыт главного редактора медицинского журнала, бравшего интервью у всех министров здравоохранения, у депутатов-врачей и у многих авторитетных организаторов здравоохранения, позволяет высказать свое мнение по обсуждаемой теме.

Начну с того, что расскажу, хотя бы очень коротко, о своем опыте управленческой и общественной работы.  Это начиналось с моей работы в должности заместителя главного врача  4-й клинической больницы г. Минска по 3-й поликлинике (1962-1969 гг.).  При первом знакомстве с учреждением обнаружилось множество так называемых узких мест. Пришлось на научной основе проводить исследования всей организации труда (хронометражи, статистические расчеты, эксперименты). На основе полученных данных стали создавать новые службы и кабинеты, перестраивать потоки  посетителей (более подробная информация помещена в главе «Об авторе блога»).  Всё это поначалу вызывало недовольства персонала. Пришлось проводить разъяснительную работу, привлекать партийную и профсоюзную организации, проводить общие собрания трудового коллектива. Общественное обсуждение проектов реорганизации позволило заинтересовать персонал. Врачи, средний и даже младший персонал включились в обсуждение, стали вносить свои предложения, сопереживать происходящему. В итоге наша «перестройка» дала хорошие результаты, а поликлиника была объявлена школой передового опыта. В 1970 году я был переведен в  15-ю поликлинику в должности заместителя главврача больницы по поликлиническому разделу работы, включающему две поликлиники (№3 и №15). Сохраняя тот же стиль управления, мы достигли еще больших успехов, в поликлинике были реализованы пилотный проект амбулаторного отделения профилактики и ряд других новых организационных форм.  

Параллельно с организационными проектами мы усилили общественное участие (партийная и комсомольская организации, совет трудового коллектива, профсоюзный комитет), обсуждали вопросы медицинской этики и деонтологии, служебные конфликты, жалобы пациентов и даже ошибки в лечебно-диагностической работе. Большую пользу приносили клинические конференции с участием кафедр мединститутов и БГИУВ. И всё это – без ожидания приказов и указаний от административных инстанций. При этом я не только сам, как руководитель учреждения, принимал решения и давал указания, но всегда заботился об общественном взаимопонимании. Честно говоря,  я тоже принимал участие в деятельности общественных объединений, помогая им в работе, советуя и советуясь. На такое же сотрудничество и взаимопонимание я рассчитывал позже, когда в период распада Советского Союза создавал общественные объединения врачей, сначала в  г. Минске, а затем в республике. 

Возвращаясь к истории ОО БАВ, надо сказать, что в первые годы становления независимой Республики Беларусь, мы чувствовали себя востребованными в сложных процессах реорганизации. Нас приглашали для совета, для разработки  и редактирования проектов новых законов, концепций, приказов. Складывались уважительные, и даже доверительные отношения с руководством Минздрава, с депутатами-врачами. Однажды при знакомстве с одним из вновь назначенных министров мне было позволено обращение по прямому телефону, и даже на домашний телефон. А мы, в свою очередь, через организационные структуры проводили информационно-разъяснительную работу. В период новой истории Республики Беларусь практически все министры здравоохранения публично и в интервью нашему журналу высказывались о делегировании прав и полномочий ассоциации врачей. Была поддержка и со стороны депутатов Постоянной комиссии по здравоохранению Палаты представителей Национального собрания. В 2005 году на должность председателя ОО БАВ был избран В.Н. Лекторов*, а на должность одного из заместителей председателя – В.М. Исаев**. Именно с их участием вносилось существенное расширение содержания статьи №53 закона «О здравоохранении».

Примечание: * Лекторов Валерий Николаевич. Депутат Верховного Совета БССР XIII созыва, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь I, II и III созывов (председатель Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи во II созыве; заместитель председателя Комиссии по социальной защите - в III созыве), депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.  ** Исаев Владимир Михайлович, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания РБ по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи (III созыв).

Почему же все-таки не реализовывались предложения о делегировании прав и полномочий общественным объединениям? На этот вопрос пока никто обстоятельно не ответил.

Логически рассуждая и опираясь на свой опыт, я думаю, что решение этой проблемы зависит прежде всего от министров здравоохранения. Причем здесь речь идет не о банальном нежелании или о мотивированном отказе.  Причина скорее в беспрецедентности таких преобразований. Мы не нашли подобного опыта в мировой практике. Но это не значит, что его совсем нет или что не надо его разрабатывать у нас.

Давайте мы с вами мысленно попробуем создать модель некой абстрактной многофункциональной системы, в которой  весь персонал, управленческий и исполнительный,  одинаково заинтересован в достижении конечных результатов. Попытаемся на её примере представить себе некоторые нюансы отношений между участниками системы.

Но сейчас я предлагаю сделать некоторый перерыв, чтобы подумать и потом продолжим наше обсуждение.

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее