Грабовский О.В. Развивать общественный потенциал кадров

Развивать общественный потенциал кадров

 

Грабовский Олег Валентинович, начальник Главного управления кадровой политики, науки и учебных заведений МЗ РБ

 

Анализ деятельности системы белорусского здравоохранения позволяет выделить ряд негативных факторов, лежащих за пределами современных экономических трудностей. Речь идет о человеческом факторе, а точнее - о недостаточно задействованном нравственном потенциале наших кадров.

Система здравоохранения включает в себя целый комплекс хорошо отработанных управленческих технологий, которые позволили в сложных экономических условиях сохранить многие важнейшие показатели советского здравоохранения. Вместе с тем становится очевидным, что не всеми процессами можно управлять административными рычагами. В нашей отрасли очень важное значение имеют морально-этические аспекты. Это - взаимоотношения «врач - пациент», «врач и общество», это - пределы допустимого в развитии новых медицинских технологий, право на врачебную ошибку, критерии оценки степени вины и многое другое. Ряд этих категорий лежит вне административно-управленческих технологий. В большинстве стран мира они находятся в компетенции врачебных ассоциаций.

Понимая необходимость использования общественного потенциала медицинских кадров, Министерство здравоохранения поддерживало и поддерживает создание и развитие Белорусской ассоциации врачей, принимало участие в разработке Кодекса врачебной этики, в создании комиссий по этике во всех медицинских учреждениях республики. К сожалению, эти комиссии пока еще не развернули надлежащую работу. Проверки показали, что они существуют формально. Есть списки, планы, положения, но фактически они полностью зависят от администрации. Правильней было бы, чтобы комиссии по этике функционировали под эгидой Белорусской ассоциации врачей. Однако до последнего времени в большинстве медицинских учреждений первичные организации Ассоциации врачей пока отсутствуют.

Мы убеждены, что комиссии по этике должны сыграть очень важную роль. В одних случаях они должны защитить законные интересы пациента, в других - защитить врача от незаконных претензий больных и их родственников, а иногда придется защищать врача от администрации.

Есть немалые проблемы, касающиеся частных медицинских структур. Если в государственной системе здравоохранения достаточно хорошо обеспечены функции управления и контроля, то для надзора за коммерческими учреждениями у Минздрава, можно сказать, сил не хватает. Конечно, проводятся проверки выполнения требований лицензии, проверки налоговой инспекции, проверки жалоб, но все это делается очень редко. Поэтому сейчас мы возлагаем большие надежды на Белорусскую ассоциацию врачей.

В ближайшее время будут рассматриваться предложения Совета БАВ о внесении дополнений в договор о сотрудничестве Белорусской ассоциации врачей и Министерства здравоохранения. Речь идет о расширении ряда полномочий, о мерах, стимулирующих создание общественных объединений врачей, а также о совместной работе Министерства здравоохранения и БАВ в области аттестации врачей, организации работы этических комиссий в учреждениях здравоохранения, в области контроля и управления деятельностью негосударственных медицинских учреждений и лиц, занимающихся индивидуальной медицинской деятельностью. В целом же статус и роль общественных объединений врачей должны быть, конечно, отражены в новой редакции Закона «О здравоохранении» и в других нормативных актах.

Для дальнейшего развития БАВ прежде всего необходимо создать первичные структуры во всех медицинских учреждениях. Помощь и поддержку в этом должны оказать Совет БАВ и руководители лечебно-профилактических учреждений. В ходе этой работы надо уделить должное внимание активизации работы этических комиссий. Они должны функционировать под эгидой Ассоциации врачей, а обязанности председателей комиссий по этике можно возлагать на председателей первичных организаций БАВ.

Важную роль в развитии общественной деятельности врачей должен сыграть печатный орган БАВ - журнал «Медицина». Предлагается создать в нем рубрику «Информация ЛКС», где мы будем публиковать наиболее поучительные примеры рассмотрения жалоб на ЛКС и в этических комиссиях. В связи с этим хотелось бы обратиться ко всем руководителям ЛПУ с предложением организовать подписку на журнал «Медицина» в своих учреждениях.

В заключение хочу высказать удовлетворение тем, что 5-й съезд БАВ внес дополнительный импульс в развитие общественной активности врачей. На этом направлении имеются большие резервы, и наша задача - мобилизовать их совместными усилиями.

__________________________________________________________________(«Медицина», 2000, №2, С.9)

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее