Создание Белорусской ассоциации врачей

Главным событием предшествующего периода, отражающим общую атмосферу в стране, можно назвать I съезд народных депутатов СССР (25.05.1989 г.), который можно было бы  охарактеризовать как «опасная вспышка демократии».  

Под впечатлением возрастающей политической нестабильности мы с группой врачей-единомышленников посчитали нецелесообразным ожидать юридической регистрации всесоюзной ассоциации врачей. Решено было начинать у нас в республике с низового уровня, т.е. с минской городской ассоциации. В июне 1989 г. создан организационный комитет, изучено законодательство, подготовлены проекты программы и устава. 22.12.1990 г. проведено учредительное собрание и создана Ассоциация врачей г. Минска (АВМ). Участвовали 29 человек. Избраны: председатель – Киселёв М.П., зам. председателя – Тилли С.Г.; члены совета: Маковецкий Э.Г., Чернявская С.С., Прадед А.Г. Устав зарегистрирован 25.02.91 г. Свидетельство о регистрации №10 от 12.09.91 г. Практически сразу АВМ выступила с инициативой о проведении учредительного съезда общественного объединения «Ассоциация врачей Республики Беларусь». Создана инициативная группа. Подготовлены  проекты программы ассоциации врачей и устава. Проведены необходимые согласования с министром здравоохранения Казаковым Василием Степановичем (1990 - 1994 гг.). По нашей просьбе 19.11.91 г., Минздрав РБ за подписью 1-го заместителя министра Н.И. Степаненко направил письма начальникам управлений, заведующим отделами здравоохранения облисполкомов и Минского горисполкома «О создании республиканской ассоциации врачей». В письме говорилось о содействии созданию региональных ассоциаций в соответствии с Законом РБ «Об общественных организациях», о сроке съезда (февраль 1992 г.) и норме представительства (1 делегат от 100 врачей). Вместе с письмом Минздрава были направлены тексты Обращения Ассоциации врачей г. Минска к врачам Республики Беларусь о создании нового общественного объединения, проект  Программы Ассоциации врачей и проект Устава.

Съезд состоялся 28 февраля 1992 г. в конференцзале Белорусского института усовершенствования врачей. Зарегистрировано от всех областей и г. Минска 147 участников съезда. От МЗ РБ приняли участие: начальник управления организации медицинской помощи Михалевич П.Н. и начальник управления кадров Шило В.В.; от БРК профсоюза медицинских работников – заместитель председателя  Крупень Г.Н.; от союза предпринимателей РБ – Полупанов В.В.; от СМИ – главный редактор газеты «Медицинский вестник» Кузьменков В.И. Мандатная комиссия признала достаточными делегатские полномочия 65 человек. Эти делегаты были зарегистрированы как учредители вновь создаваемого общественного объединения «Ассоциация врачей Республики Беларусь».  

От имени оргкомитета и Ассоциации врачей г. Минска на съезде выступил председатель АВМ Киселёв М.П.  Обсудили Программу деятельности Ассоциации врачей Республики Беларусь (АВ РБ) и Устав. Избрали президента и Совет ассоциации, мандатную и ревизионную комиссии. Обсудили основные направления деятельности на 1992 – 1994 гг. Уполномочили 3-х членов Совета для согласования и подписи документов при регистрации Устава в Министерстве юстиции. В связи со сложностью начального этапа становления организации  приняли решение о ежегодном проведении съездов, срок полномочий президента и Совета ограничили тремя годами.   

В течение первого года Совет занимался выполнением всего комплекса организационных и юридических работ.

2-й съезд  АВ РБ состоялся 12 февраля 1993 г. Внесены поправки в Устав в соответствии с рекомендациями Министерства юстиции. Изменено наименование «Ассоциация врачей Республики Беларусь» на «Общественное объединение «Белорусская ассоциация врачей» (ОО БАВ). Приняты рекомендации о внесении ряда дополнений в проект «Закона о здравоохранении».

Основные политические события этого периода

В течение 1990-1991 гг. прошел т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные республики заявили о своем суверенитете: в марте – мае 1990 г. объявили о суверенитете Литва, Латвия и Эстония; 12 июня 1990 г. провозгласила суверенитет РСФСР, 25 декабря 1991 г. переименована в Российскую Федерацию.

Белорусская ССР провозгласила суверенитет  27 июля 1990 г., независимость –  25 августа 1991 г., выход из СССР – 8 декабря 1991 г., независимость де-юре – 26 декабря 1991 г., переименована в Республику Беларусь с 19 сентября 1991 г.

В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовали за «сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик» более 76% от числа принявших участие в референдуме.

19 августа 1991 года создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

8 декабря 1991 г. состоялось подписание Беловежских соглашений. Главы трех республик, основателей СССР, – Белоруссии, России и Украины – констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

25 декабря 1991 — Президент СССР М.С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту президента.

26 декабря 1991 г. сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум, приняла декларацию о прекращении существования СССР  [ru.wikipedia.org/wiki/Распад_СССР].


Приложение 1

Обращение Ассоциации врачей г. Минска  к врачам Республики Беларусь

Дорогие коллеги! Наша республика переживает тяжелую годину политических и экономических преобразований. Рушатся десятилетиями проповедовавшиеся идеалы, ломаются устаревшие структуры власти, болезненно нарождается новое.

В этот период наряду с продолжающимся спадом экономики нарастают кризисные явления в здравоохранении. Теперь уже всем ясно, что существующая система жестко регламентированного централизованного управления исчерпала себя. Человек, отлучённый от собственности, стеснённый в праве на творчество и личную инициативу, не может своим трудом обеспечить процветание общества.

В настоящее время идут процессы демократизации. Вырвавшись из состояния "тугого пеленания", общество лихорадочно создаёт новые политические объединения, реформирует органы законодательной и исполнительной власти. Правительство интенсивно принимает новые законы. Признано право частной собственности и предпринимательства. Осознана необходимость  разгосударствления и приватизации общенародной собственности. Признав бессилие административных методов управления экономикой, правительство берет курс на рыночные отношения. Это значит, что теперь наше общество, пользуясь рычагами спроса и предложения, само должно будет управлять развитием производства и сферы услуг, оплачивая труд каждого человека не по государственным расценкам и тарифам, а по ценам, определяемым самими потребителями.

Весь мир признаёт справедливыми рыночные отношения между производством и потреблением. Сохранение же государственных цен и тарифов не только защищает положение низкооплачиваемых потребителей, но неизбежно ставит в унизительное положение производителей этих товаров и услуг. Именно в таком положении рискуют оказаться медицинские работники в связи с широко распространённой иллюзией о бесплатности здравоохранения.

К сожалению, многие народные депутаты и должностные лица из состава исполнительной власти, несмотря на благие намерения, фактически остаются сторонниками "крепостного права" в сфере медицинских услуг. Отстаиваются взгляды о государственной монополии в здравоохранении, о недопустимости разгосударствления и приватизации медицинских учреждений, о запрете на право выкупа арендуемых помещений и оборудования, о нераспространении на медицинские учреждения Закона о предприятиях. Теперь уже появились противники введения медицинского страхования, а новые механизмы хозяйствования и внутриотраслевой хозрасчёт предлагаются лишь при условии сохранения властных функций у прежних административных структур.

В таких условиях возрастает потребность создания нового республиканского общественного объединения врачей. Не для конфронтации с органами власти и управления, а для совместного поиска оптимальных правовых норм и организационных решений в одной из самых важных сфер деятельности общества.

Ассоциация врачей Республики Беларусь должна будет объединить усилия наиболее активной части своих коллег, чтобы принять участие как в законотворческой деятельности, так и в реализации конкретных программ по созданию новых организационных структур в сфере здравоохранения, основанных на различных формах собственности, по выполнению программы перехода к страховой медицине.

Ассоциация врачей г. Минска призывает своих коллег провести организационную работу по созданию первичных организаций в медицинских учреждениях и по формированию региональных объединений с выделением делегатов на республиканскую учредительную конференцию, проведение которой планируется во второй половине февраля.

Мы обращаемся к органам управления здравоохранением в областях и районах республики, а также к профсоюзным организациям всех уровней с просьбой о содействии инициативным группам по созданию всех структур нового общественно-профессионального объединения.

Совет Ассоциации врачей г. Минска

25.02.91 г.



Приложение 2

Проект

Программа Ассоциации врачей Республики Беларусь

Основные идеи Программы Ассоциации исходят из предпосылок о том, что наше общество твердо стало на путь истинно демократических преобразований с развитием местного самоуправления и переходом на принципы регулируемой рыночной экономики.

Учитывая необходимость переходного периода, включающего в себя преодоление психологического барьера и поиск новых организационных форм, предполагается на первом этапе сконцентрировать внимание на обсуждении сложившегося положения в здравоохранении.

При этом акценты могут быть сделаны на недостатках высокоцентрализованной системы управления с жесткой регламентацией всей деятельности медицинских учреждений, на волевом стиле достижения желаемых показателей, на повременной оплате труда медперсонала без достаточного учета его сложности, объема и качества, на недостатках правовой защиты медицинских работников и их пациентов, на последствиях остаточного принципа финансирования здравоохранения. Может быть рассмотрено отношение врачей к новой модели внутриотраслевого хозрасчета, к экспериментальному больничному листку.

Критика существующей системы государственного здравоохранения должна послужить основой для поиска и обсуждения новых организационных форм медицинской службы республики, а также основой для построения деятельности самой Ассоциации врачей. В ходе обсуждения может быть использован опыт первых региональных ассоциаций, предложения делегатов учредительного собрания Ассоциации врачей РБ и вновь создаваемых организаций, местная инициатива врачей и зарубежный опыт. Однако при этом необходимо избегать унифицированных организационных форм, не учитывающих конкретных региональных условий. Также необходимо опасаться догм и застоя, ибо процесс развития непрерывен и практически бесконечен.

Ассоциация врачей намерена выступить с законодательной инициативой в Верховном Совете БССР по расширению прав местных Советов в деле реорганизации медицинской службы своих регионов, по изменению порядка налогообложения с целевым выделением определенной доли на здравоохранение о фондах охраны здоровья в составе Местных советов, о поэтапном введении принципов страховой медицины, о предоставлении Местным советам права на введение новых моральных и материальных форм поощрения здорового образа жизни, о равноправии различных форм собственности и организации медицинской помощи: государственной, коллективной, индивидуальной.

Поддерживая убеждения о необходимости поднятия престижа врача, Ассоциация отдает предпочтение в достижении этой цели не декларативным средствам, а изменению правового и экономического положения медицинского персонала. Следуя этим принципам, Ассоциация будет способствовать введению порядка свободного трудоустройства врачей, на основе обновленного индивидуального и коллективного трудового соглашения или на контрактной основе.

Предполагается, что именно такой путь поможет выработать механизм постоянного совершенствования системы оплаты труда в здравоохранении с учетом спроса и предложения, в соответствии с уровнем квалификации, объемом и качеством выполняемой работы.

С другой стороны, Ассоциация будет добиваться расширения прав населения в выборе медицинских учреждений и специалистов, в оценке качества медицинских услуг. Элементы конкурентных отношений между отдельными лечебно-диагностическими учреждениями могут быть достаточно эффективным средством повышения культуры и качества медицинской помощи населению.

Заботясь о престиже медицинской профессии, Ассоциация будет уделять серьезное внимание качеству подготовки врачей, повышению квалификации, разработке и внедрению новых методов диагностики и лечения. С этой целью будут организовываться научно-практические конференции, мероприятия по обмену опытом, стажировки на рабочих местах, различные формы сотрудничества как с отечественными, так и с зарубежными организациями и специалистами.

На определенном этапе Ассоциация может взять на себя функции по аттестации врачей и выдаче специальных сертификатов на право врачебной практики, выступая в роли гаранта высокого качества диагностики и лечения.

В случаях врачебных ошибок и конфликтных ситуаций Ассоциация может принимать участие в независимой экспертизе и при необходимости       защищать интересы своих членов.

Поддерживая систему децентрализованного государственного здравоохранения с расширенными правами трудовых коллективов, Ассоциация будет способствовать развитию альтернативных форм организации в виде медицинской коллективной и индивидуальной трудовой деятельности врачей. При этом Ассоциация может выступать в роли учредителя медицинских кооперативов, малых предприятий, арендных и акционерных предприятий, а также осуществлять посреднические функции в организации различных видов медицинских услуг. Кроме того, при наличии соответствующих условий Ассоциация может создавать собственные хозрасчетные медицинские учреждения и предприятия, приобретать акции государственных и кооперативных учреждений, заключать договоры с государственными, кооперативными и общественными учреждениями, предприятиями, организациями. С целью большей заинтересованности врачей в постоянном развитии своей общественной организации, будут предусматриваться определенные льготы для членов Ассоциации. Характер этих льгот и привилегий будет обсуждаться и утверждаться на общих собраниях и конференциях.

Ассоциация врачей не подменяет отраслевую профсоюзную организацию, но наряду с профкомами оставляет за собой право коллективного представительства при защите прав врачей - членов Ассоциации. Во всей своей практической деятельности Ассоциация врачей намерена осуществлять постоянное взаимодействие с профсоюзом медицинских работников.

Уже на первых этапах своей деятельности Ассоциация намерена вынести на обсуждение вопрос о нецелесообразности существующей системы оплаты больничных листков через профсоюзные организации.

С одной стороны, это мешает профсоюзам выполнять свои защитные функции, ибо заинтересовывает не просто в улучшении условий труда и быта трудящихся, но и в экономии средств, выделяемых на пособия по временной нетрудоспособности. С другой стороны, разобщенность страховых фондов и фондов финансирования здравоохранения лишают медицинскую службу дополнительных материальных стимулов. Логично было бы предложить передачу этих средств фондам охраны здоровья Местных советов,

В ходе поиска путей перестройки системы страхования здоровья возможно и обсуждение варианта, предусматривающего оплату коротких случаев нетрудоспособности из фондов заработной платы предприятий, а более длительных – из средств социального страхования.

Ассоциация врачей БССР будет проявлять постоянную заботу об информированности своих членов как о внутренних событиях, так и об основных проблемах всего здравоохранения. Для этих целей будут использоваться различные средства массовой информации. По мере возможности будет рассматриваться вопрос о создании своего печатного органа.

Ассоциация врачей Белоруссии является общественно-профессиональной организацией. Однако она не считает возможным отмежевываться от политических процессов, происходящих в стране, тем более, что многие цели и задачи не могут быть реализованы без участия Советов народных депутатов, партийных, профсоюзных и других общественных организаций.

Ассоциация считает своим долгом поддерживать постоянные контакты с комиссиями по здравоохранению Советов народных депутатов всех уровней. Цель этих контактов – оказание взаимной помощи в совершенствовании системы здравоохранения.

В следующих предвыборных кампаниях Ассоциация будет принимать участие в выдвижении врачей кандидатами в народные депутаты, будет участвовать в разработке предвыборных платформ и проводить агитационную работу с избирателями. Таким образом, предполагается ещё более упрочить связи Ассоциации с Советами народных депутатов и обеспечить постоянное совершенствование здравоохранения на благо народа.

Программа обсуждена инициативной группой 26 апреля 1990 года.

Рекомендована в качестве проекта.

Подтверждена учредительным съездом АВРБ.


Приложение 3

Тезисы доклада Оргкомитета на Учредительном собрании АВ РБ 26 февраля 1992 г.

    Независимое демократическое общественно-профессиональное объединение врачей, коллективов, предприятий, учреждений, организаций.

    Мы намерены действовать в рамках законов РБ в контакте с Советами народных депутатов и другими общественными объединениями.

    Мы не отвергаем государственной системы здравоохранения, а намерены создавать параллельные структуры.

    Мы принимаем, как неизбежность, рыночные условия и хотим помочь врачам,  переходящим к расширенным формам хозяйствования, арендным коллективам, всем производителям медицинских услуг на основе государственной собственности.

    Правовая, экономическая и методологическая помощь.

    Объединение интересов свободных личностей, а не союз зависимых людей.

    Профсоюзы занимаются защитой работников от увольнения, от плохих условий труда, требуют повышения зарплаты. Мы же создаем новые рабочие места, условия труда, оплаты. Вносим предложения о совершенствовании законодательства.

    Объединяя материальные средства, мы создаем общие органы правовой, материальной, информационной и методологической поддержки. Предоставляем преимущества своим членам.

    Организация демократическая, но хозрасчетная.

    Мы намерены заниматься повышением квалификации, оценкой уровня профессиональных навыков.

    Намерены заниматься рассмотрением научных проблем практической медицины.

    Установлением контактов с медицинскими объединениями других республик и государств.
    В нашей работе будут расширяться элементы здоровой конкуренции. Но мы никогда не позволим себе отказать в необходимой помощи  больному человеку. Другое дело – кто будет оплачивать медицинские услуги: сам ли человек, предприятие или страховые фонды.

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее