X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ (2-й этап)

"20-летие Пироговского движения врачей России: ожидания и реальность"

Москва, 21 мая 2016 года

                        

            «Вспомни, что мы живем на земле не для себя только.

            Вспомни, что перед нами разыгрывается великая драма,

            следствия которой отзовутся, может быть через целые столетия.

            Грешно, сложив руки, быть одним только праздным зрителем,

            кому Бог дал хоть какую-нибудь возможность участвовать в ней…» 

            Н.И. Пирогов

 

Р Е Ш Е Н И Е

Врачи Российской Федерации, профессионально оценивая опасность развивающейся ситуации в 90-е годы прошлого столетия, наблюдая непоследовательные и во многом ошибочные бюрократические и технократические попытки «реформирования» здравоохранения, опираясь на исторический опыт, приняли единственно возможное демократическое решение – добровольно объединились в Российскую медицинскую ассоциацию (1993 г.), восстановили необдуманно запрещенные в 1918 г. Пироговское движение и Всероссийские Пироговские съезды врачей (1995 г.) - высшие профессиональные медицинские форумы страны.

Медицинское сообщество России, объединенное в Российскую медицинскую ассоциацию, в течение 20 лет на Всероссийских Пироговских съездах врачей официально и демократически вырабатывало и предлагало  основополагающие принципы своей деятельности: Кодекс врачебной этики, Медико-социальную Хартию Российской Федерации (Общественный Договор между государством, врачебной профессией и обществом),  Концепцию системы государственно-общественного управления здравоохранением и врачебного самоуправления в РФ, Концепцию регулирования профессиональной деятельности и страхования профессиональной ответственности врачей в РФ, Конвенцию о правах и обязанностях врачей в РФ, Концепцию защиты прав пациентов в РФ и проект ФЗ «О правах пациентов» и др., прошедшие широкое обсуждение на съездах, Пленумах и конференциях во всех Федеральных округах и большинстве субъектов Российской Федерации.

В мировой практике подобного рода документы являются базисом и опорой для реформаторской деятельности любого Правительства в области здравоохранения, однако этого не происходит в нашей стране.

Настоящий десятый в новейшей истории России и двадцать шестой по общему счету Пироговский съезд врачей является юбилейным и одновременно чрезвычайным.

Он созван не по указу "сверху", а по требованию медицинской общественности - врачей и медицинских сестер, остро ощущающих в нелегкое для России время нависшую уг­розу для здоровья народа и его будущего, кризисную ситуацию в социальной сфере и здравоохранении, все большие трудности в выполнении своего профессионального и этического долга.

Предложенные Пироговским движением врачей идеи нашли понимание, поддержку и развитие в деятельности Комитета гражданских инициатив, в прошедших - форуме Общероссийского народного фронта и Общероссийском гражданском форуме.   

Рассматривая сложившееся в здравоохранении Российской Федерации положение как глубокий системный кризис, угрожающий национальной безопасности страны и требующий безотлагательного принятия решений и осуществления эффективных мер на государственном уровне, X (XXVI) Чрезвычайный Пироговский съезд врачей (1-й этап - 28 ноября 2015 г. , 2-й этап - 21 мая 2016 г.) при участии 427 делегатов из 65 субъектов Российской Федерации  очно и более 300 дистанционно по Интернет-трансляции к о н с т а т и р у е т:

1. Создавшееся кризисное положение в здравоохранении Российской Федерации является результатом распада и фрагментации единого медицинского пространства, нарушения связей между органами исполнительной власти, институтами гражданского общества и гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, при несистемном, непоследовательном, научно необоснованном осуществлении реформенных преобразований и ненадлежащем исполнении законов государства.

2.   При непринятии надлежащих решений и при промедлении в проведении эффективных реформенных преобразований в здравоохранении на федеральном и региональном уровнях будет происходить дальнейшее ухудшение показателей здоровья населения, снижение производительного потенциала общества, увеличение демографической нагрузки, увеличение потребности в медицинской помощи, рост государственных бюджетных расходов на охрану здоровья и увеличение общественных потерь.

3. Правовое и экономическое положение врачей, медицинских сестер, научных и педагогических медицинских кадров не отвечает государственной политике Российской Федерации в области охраны здоровья населения и в сфере здравоохранения.

4. Оказание платных видов медицинской помощи и услуг в государственных учреждениях здравоохранения, ошибки в организации здравоохранения сокращают доступность и качество медицинской помощи для основной части населения, ведут к возрастанию смертности, неудовлетворенности граждан медицинской помощью, проводимой государственной политикой в сфере охраны здоровья и обусловливают растущую социально-общественную напряженность в стране.

Принимая во внимание изложенное выше, с учетом проведенного обсуждения важнейших вопросов, Съезд  принимает  р е ш е н и е:

1.  Усилить роль и значение государственного регулирования в сфере здравоохранения.

2. Федеральным органам исполнительной власти в сфере здравоохранения совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

- обеспечить выполнение решений Президента Российской Федерации В.В. Путина, выраженные в майских (2012 г.) Указах по повышению оплаты труда врачей и медицинских сестер в государственном секторе здравоохранения и профессорско-преподавательских кадров в образовательных медицинских организациях;

- разработать нормативы деятельности медицинских учреждений, отвечаюшие современным потребностям по обеспечению доступности и качества медицинской помощи населению РФ и осуществлять контроль за их исполнением;

- приостановить сокращение врачебных должностей и ликвидацию медицинских организаций без учета фактической потребности в них и обеспечения доступности медицинской помощи для граждан страны;

- обеспечить на федеральном и региональном уровнях контроль за ценами на лекарственные препараты в организациях аптечной сети всех форм собственности.

3. Предложить медицинскому сообществу совместно с органами государственной власти рассмотреть представленные на съезде модели совершенствования и развития системы здравоохранения Российской Федерации.

4. Подтверждая решения предыдущих Пироговских съездов врачей, признать особенно важным и необходимым создание «Национального совета по охране здоровья граждан при Президенте Российской Федерации» для выработки рекомендаций  в сфере охраны и улучшения здоровья нации.  Возобновить ежегодные доклады Президента Российской Федерации о состоянии здоровья народа Федеральному собранию Российской Федерации.

5. Пироговскому движению врачей рассмотреть возможность совместной деятельности с заинтересованными государственными и общественными структурами по проблемам повышения качества образования и подготовки научных кадров в сфере здравоохранения.

6.  Одобрить деятельность Российской медицинской ассоциации по возрождению Пироговского движения врачей, консолидации российского медицинского сообщества, организации и проведению за последние 20 (двадцать) лет 10 (десяти) Пироговских съездов врачейПризвать профессиональное сообщество врачей России объединиться в единую независимую общенациональную общественную врачебную организацию с обязательным предоставлением ей права на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. 

7. Евразийскому Медицинскому Союзу продолжить начатую работу по стратегии и практической реализации проекта создания медицинского сегмента единого профессионального, образовательного и информационного пространства государств, входящих в Евразийский Экономический Союз. Поддержать создание Евразийского медицинского института повышения квалификации врачей и совместный инновационный проект Российской Федерации и Кыргызской Республики по подготовке высококвалифицированных управленческих и врачебных кадров.

8. Учитывая рост международного терроризма и расширяющуюся угрозу наркотической эпидемии, для эффективной борьбы с которыми нужны согласованные действия всех стран и людей мира, создать «Международный комитет гуманитарного сотрудничества с Исламской Республикой Афганистан» для широкого обсуждения процессов восстановления системы здравоохранения страны, коллегиальной помощи врачам Афганистана в оздоровлении населения и выработки единой врачебной позиции по противодействию надвигающейся глобальной наркотической опасности. Пригласить для участия в работе Международного комитета представителей стран-участниц ЕАЭС, БРИКС и ШОС.

9. Подготовить и провести Евразийский (Иссык-Кульский) медицинский форум «Мир без наркотиков: врачебный рецепт».  

10. В связи с возрастающей потребностью в трудовой иммиграции и с достигшей критических значений численностью иммигрантов в России, в целях обеспечения государственной миграционной политики разработать меры по профилактическим осмотрам иммигрантов и оказании им необходимой медико-санитарной помощи с созданием соответствующих структур и программ.

11. Разработать межведомственную программу подготовки парамедицинского персонала и принять необходимые меры по её реализации.

12. Учитывая важность оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий в обеспечении здоровья нации, рост применения допинга спортсменами вызывает озабоченность и необходимость разработки национальной антидопинговой программы.

13. Правительству Российской Федерации разработать программу по поддержке врачей и медицинских сестер из поколения «детей Великой Отечественной войны» и других исторически уязвимых групп.

14. Продолжить работу с представителями педагогического и научного сообществ Российской Федерации по совместному формированию Координационного Совета «За здоровую и образованную Россию».

Данное Решение направить Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, крупнейшие научные центры и медицинские организации Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, общественные медицинские, педагогические и научные объединения, политические партии, религиозные организации и средства массовой информации.

Принято единогласно делегатами X (XXVI) Чрезвычайного Пироговского съезда врачей.

Президиум съезда

Москва, 21 мая 2016 года                          (http://rmass.ru)

Раздел медицины

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее