Здравоохранение Беларуси и России. Status quo nunc*

Предисловие. В двух предыдущих публикациях мы разместили тексты нашего обращения в Администрацию Президента РБ и ответ Минздрава по вопросам развития системы белорусского здравоохранения. В ответе отмечен ряд положительных организационных решений и достижений. Но не нашла отражения тема о государственно-общественном сотрудничестве.  В данной публикации еще приведена дополнительная академическая информация об организации белорусского здравоохранения (выдержки из опубликованных лекций –  <http://lektsii.org/3-126898.html>) и информация из российского опыта <http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=17699>.

В Республике Беларусь действуют 2 формы здравоохранения (ЗО): государственная и частная.

Государственная политика в области охраны здоровья населения определяется соответствующей статьей 3 закона РБ "О здравоохранении". Согласно ей государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

- профилактическую направленность здравоохранения;

- доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;

- приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

- координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;

- экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

- ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;

- участие общественности и граждан в охране здоровья населения.

Организационные принципы государственной системы ЗО - были рекомендованы ВОЗ:

1) государственный характер ЗО – государство полностью берет на себя обязанности финансирования здравоохранения, расходы на развитие медицинской науки, оно определяет и организует законодательно работу здравоохранения. Из госбюджета выделяются средства, запрашиваемые местными органами управления. Характерна централизация управления, жесткие рамки контроля со стороны центральных органов (Министерства здравоохранения).

2) бесплатность и общедоступность (реализуется через приближение к  населению) медицинской помощи.

3) профилактическая направленность с-мы ЗО – один из ведущих принципов:

- организация социально-экономических мероприятий по предупреждению заболеваний и устранению причин их воздействия;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил;

- формирование у населения навыков здорового образа жизни (ЗОЖ);

- широкий охват населения диспансеризацией;

4) единство ЗО – единство лечения и профилактики, науки и практики;

5) планирование деятельности ЗО – без него невозможно содержать здравоохранение;

6) общественный характер здравоохранения – участие населения в решении вопросов охраны здоровья;

7) прогнозирование;

8) интернационализм в ЗО – помощь другим странам, координация действий.

Страховой медицины в РБ нет, имеется страхование определенных случаев, а не перечня медицинских услуг. Монополия принадлежит Белгосстраху, остальные не составляют и 1%.

Платные услуги в РБ – 34 вида медицинских услуг (с 2003 г. - постановление Совета министров), стоимость услуг определяется постановлением № 51: "Инструкция по формированию тарифов на платные медицинские услуги". В РБ имеются платные унитарные предприятия на базе государственных учреждений в каждом районе, но это не частная медицина.

Значимые принципы развития систем ЗО (резолюция ВОЗ принята в 1973г.):

а) государство несет ответственность за охрану здоровья населения,

б) развитие индивидуальной и общественной профилактики,

в) доступность населению квалифицированной медицинской помощи,

г) широкое использование медицинской науки,

д) участие во внедренных программах всего населения.

4 направления реформирования ЗО в мире (по данным ВОЗ):

а) переход от системы Бевериджа (государственной медицины) к системе Бисмарка (к страховой медицине): Россия, Болгария, Венгрия, Польша;

б) переход от системы Бисмарка (страховой медицины) к системе Бевериджа (к государственной медицине): Испания;

в) добавление рыночных элементов к системе Бисмарка: Нидерланды;

г) добавление рыночных элементов к системе Бевериджа: Великобритания.

(Источник - http://lektsii.org/3-126898.html )

В Российской Федерации в настоящее время проводится комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для формирования системы саморегулирования профессиональной деятельности врачей (медицинских работников):

- разработка перечня функций, предполагаемых к передаче некоммерческим профессиональным организациям;

- заключение договоров о сотрудничестве;

- оказание методической помощи медицинским организациям и медицинским работникам по вопросам вступления в профессиональные некоммерческие организации врачей (медицинских работников);

- повышение квалификации кадров для организации и управления профессиональными некоммерческими организациями;

- включение представителей профессиональных некоммерческих организаций в состав координационных и совещательных органов, создаваемых при участии Минздрава России;

- привлечение профессиональных некоммерческих организаций к решению вопросов социально-экономического развития здравоохранения;

- создание при Министерстве здравоохранения координационных советов по взаимодействию с профессиональными некоммерческими организациями;

- привлечение представителей профессиональных некоммерческих организаций для проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.

В рамках саморегулирования профессиональной деятельности врачей (медицинских работников) предполагается передача отдельных функций и полномочий органов исполнительной власти:

1.     Процедура допуска к специальности: сертификация, аккредитация и пр.;

2.     Организация и обеспечение совершенствования врачами профессиональных знаний и навыков, включая непрерывные формы обучения, и аттестации для получения квалификационной категории;

3.     Разработка, утверждение клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи и контроль за их исполнением;

4.     Досудебное урегулирование споров, включая проведение независимой медицинской экспертизы;

5.     Страхование рисков врачей (медицинских работников) при оказании медицинской помощи гражданам;

6.     Согласование нормативов объемов медицинской помощи, устанавливаемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год, средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средних подушевых нормативов финансирования, а также порядка и структуры формирования тарифов на медицинскую помощь и способов ее оплаты;

7.     Анализ объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя субъекта Российской Федерации, стоимости объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевых нормативов финансирования в субъектах Российской Федерации, и выработка предложений по оптимизации расходов системы обязательного медицинского страхования;

8.     Ведение учета и анализа деятельности некоммерческих профессиональных организаций врачей (медицинских работников).

Разрабатываются способы законодательного закрепления саморегулирования профессиональной деятельности врачей (медицинских работников): постановлений правительства и специального федерального закона; создание общественно-государственной организации, объединяющей врачей (медицинских работников) по аналогии с РОСТО «ДОСААФ» (обязательное членство). Ссылка:

<http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=17699>

Два вышеприведенных перечня пунктов, кроме основного смыслового содержания,  вызывают еще и ряд других попутно возникающих вопросов: а каковы будут  образование и квалификация «общественных» работников (исполнителей), кто и из каких источников будет оплачивать их труд, какова ответственность? Если работы выполняются на общественных началах, то кто и как будет оценивать трудозатраты по основному месту работы? Каков юридический статус общественных работников?

Сравнение систем здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации показывает значительные различия, которые взаимно не учитываются, включая Договор о Союзном государстве (за исключением  статьи 18 «Обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий»).  

Белорусское правительство не проявляет интереса к идеям о «саморегулировании профессиональной деятельности врачей», о создании единой в республике национальной государственно-общественной организации врачей с обязательным членством и с передачей им отдельных прав и полномочий. На вопрос о сотрудничестве с общественными объединениями Министерство здравоохранения ответило: «В настоящее время активно функционирует Белорусский профессиональный союз работников здравоохранения, добровольное членство медицинских работников в котором составляет 98%. Кроме того, в Республике Беларусь созданы и активно функционируют ряд общественных врачебных организаций (ассоциация врачей, ассоциация врачей общей практики и др.)».

В настоящее время Министерство здравоохранения монопольно выполняет все свои обязанности. При этом показываются многочисленные успехи и преимущества в сравнении с Российской Федерацией. Тем не менее в этой системе, кроме успехов, есть свои огрехи, которые в большой степени относятся к сфере медицинской этики и деонтологии. Принято считать, что такими проблемами должны заниматься  профессиональные общественные объединения. И действительно на заре государственной «незалежности» Беларуси первый Кодекс врачебной этики разрабатывался общественным объединением «Белорусская ассоциация врачей». Он был одобрен Первым съездом врачей Беларуси, объявлен в приказе Минздрава и даже (в порядке контроля) обсуждался Коллегией Министерства здравоохранения (1997 г). Все последующие годы в составе Совета ОО БАВ постоянно функционирует Комиссия по медицинской этике и деонтологии. Беда только в том, что в Ассоциации врачей состоит всего лишь около ¼ всех практикующих врачей и в большинстве медицинских учреждений отсутствуют первичные организации БАВ, бездействуют комиссии по этике, не чувствуется атмосферы  коллективизма, взаимопомощи, коллективной совести.

Таково в общих чертах состояние систем здравоохранения в Республике Беларусь и в Российской Федерации (Status quo nunc*). Тема очень сложная и дискуссионная. Давайте опять подумаем и посоветуемся. Приглашаю вас высказать свое мнение (в комментариях в конце публикации). Пусть будет очень коротко, но уважительно. При большинстве отрицательных отзывов может быть принято решение о прекращении дальнейшего обсуждения и закрытии этой темы в блоге.

Михаил Киселев

_________________

*status quo nunc – (лат.) положение, в котором дела находятся ныне 

Раздел медицины

Написать комментарий, сообщение

Самое важное в блоге

"Что-то менять в отрасли мы сможем только тогда, когда создадим единую профессиональную организацию медиков с обязательным членством..."  из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.). Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf
Обращение к председателям Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

Обращение к новому министру здравоохранения игорь 9: К сожаление первый зам министра просто занимается пиаром и демагогией. От Минздрава можно только добиться как от козла молока
Обращение к новому министру здравоохранения гость: Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ Доклад Исполкома Михаил Киселев: Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Решение Коллегии МЗ РБ от 22 января 1997 г mihailkiselev: Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Причины нарастания общественного недовольства системой здравоохранения. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева лесковская светлана викторовна: 1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I Барановский Александр: Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже... подробнее
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? 6-я поликлиника Минска: хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? Катюша: Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена? ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно,... подробнее